Системы автомобиля опасны для людей, пользующихся кардиостимуляторами

Повсеместно в инструкциях по эксплуатации автомобилей начали помещать предупреждения об опасности некоторых систем для людей, пользующихся кардиостимуляторами. Серьезен ли этот риск?

Система бесключевого доступа, Wi-Fi, Bluetooth, GPS, GSM и HSDPA — вот лишь несколько наименований систем, что бывают установлены на борту современных автомобилей. И хотя названия и сокращения сильно различаются, все они имеют схожую черту: подразумевают связь по радиосигналу, а значит, и наличие электромагнитных полей. Если добавить многочисленные и мощные электронные модули у гибридных автомобилей и электрокаров, хочется задать вопрос: вот все эти волны, витающие в эфире и в салоне, не опасны ли они для человека, особенно для обладателя кардиостимулятора?

По правде говоря, вопрос возник не сам собой, а по сигналу дилерского центра. Специалист рассказал, что один клиент прибыл в салон и пожелал вернуть недавно купленный автомобиль. По какой причине? Система бесключевого доступа могла негативно влиять на кардиостимулятор, который владельцу недавно установили. Сомнение вполне обоснованное: некоторое время назад производители начали делать в инструкциях по эксплуатации предупреждения именно для людей с кардиостимуляторами, что бортовая электроника может вызывать помехи в работе подобного медицинского оборудования…

ПРАВОВАЯ СЕЛЬВА
Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела, мы опросили автопроизводителей, экспертов по электронному оборудованию и кардиологов. Конструкторы ответили, что автомобили и входящие в их комплектацию системы соответствуют самым строгим ныне действующим международным нормативным актам и никак не влияют на работу медицинских устройств. Некоторые автопроизводители даже вдвое ужесточили предписанные требования по доброй воле, просто чтобы быть еще более уверенными в безвредности. Но зачем же тогда эти суровые и пугающие предупреждения в инструкциях по эксплуатации, особенно у гибридов и электрокаров?

«Любые ограничения, ориентированные на защиту организма, в том числе предписанные нормы электромагнитных возмущений, — предупреждает Роберто Пассини, руководитель отдела в лаборатории Sicom, специализирующейся на испытании и сертификации электронного оборудования, -введены с расчетом, чтобы полностью исключить риск вреда человеку. Но когда речь заходит о медицинских аппаратах, внимание должно сместиться на конфликт между самими устройствами. И в этом случае для создания потенциальной проблемы достаточно, чтобы производитель одного из гаджетов или системы упустил из внимания какую-либо проверку или же просто недостаточно строго придерживался нормативов».

ЗАЩИЩЕНЫ ДАЖЕ ОТ БОМБЫ
Речь идет, подчеркнем это, о стандартных мерах предосторожности, о поведении, которое не выходит за рамки обычной заботы: было бы излишне делать из этого проблему. В Соединенных Штатах, где такой вопрос уже поднимался, FDA (Food and drug administration — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов), среди задач которого — надзор за соответствием медицинского оборудования нормативам, установил, что исключительно из соображений дополнительной предосторожности носитель кардиостимулятора должен избегать прикосновения к работающему ДВС, а также аккумулятору или же электронным элементам гибрида или электрокара, работающим на переменном токе. Тот же человек, путешествуя в салоне как водитель или пассажир, не подвергается никакому риску вовсе.

«Кардиостимуляторы, — рассказал Маурицио Гаспарини, завотделением электрофизиологии клинического института Flumanitas в пригороде Милана, — действительно невероятные устройства, водо- и газонепроницаемые. Они устойчивы к ударам и к электромагнитным полям. В качестве примера их надежности достаточно представить, что они по техзаданию должны работать после реанимационных процедур с использованием внешнего дефибриллятора. Я говорю о разряде энергии, который вывел бы из строя любой другой электронный аппарат. Так что вряд ли электронное оборудование автомобиля помешает работе кардиостимуляторов. На моей памяти уникальные случаи выхода дефибрилляторов из строя были связаны не с автомобилями, а со стилем жизни пациента, несовместимым с его клиническим состоянием».

НЕМНОГО ОСТОРОЖНОСТИ
Эксперты оправдали электронные устройства современных автомобилей. Предупреждения в инструкциях по эксплуатации надо понимать как обычную предосторожность, а не как ширму, за которой кроется куча проблем. Но люди с имплантированными медицинскими аппаратами все же должны относиться к себе немного внимательнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS