Человеческий фактор и безопасность полетов

Влияние психофизиологического и интеллектуального потенциалов личности на безопасность полетов.

Ввек технологического прогресса от неверного действия или решения человека зависит жизнь людей. Человечество, беспокоясь об этом, начало создавать вокруг себя безопасную рабочую среду, все автоматизировало и настолько увлеклось этим, что забыло про самого себя. Не зря «корнем» термина «Человеческий фактор» является слово «человек». Пока не будут приняты меры по отношению к нему в системе управления рабочего процесса, а именно, не станут учитываться его биологические особенности (эмоциональные, физические и интеллектуальные), несчастные случаи, связанные с ЧФ, будут иметь место.

Человеческий фактор в авиации — это наука о деятельности человека в сфере ее функционирования, отражающая аспекты профессионального взаимодействия авиационного персонала между собой, эксплуатацию летательных аппаратов в обстановке и среде функционирования авиационной системы с целью эффективного производства полетов и обеспечения их безопасности.

Авиационные происшествия (АП) происходят в результате сочетания нескольких факторов и причин, но очень часто ошибки человека, совершаемые непреднамеренно, случайно, как «бытовая, обычная ошибка», в причинно-следственных связях АП имеют решающее значение, так как они по своей природе возникновения незаметны. Летчик не успевает обнаружить свои ошибки и принять правильное решение или среагировать на их устранение до наступления особой полетной ситуации и ее опасного развития.

Есть ли решение данной проблемы? Причины возникновения АП по ЧФ можно распределить на пять групп:

слабая профессиональная подготовленность (недоученность, детренированность);
личная недисциплинированность (низкая культура безопасности);
утомленность человека из-за нарушения установленных норм труда (деградация профессиональных навыков);
неблагоприятные психофизиологические и интеллектуальные особенности авиационного персонала;
неблагоприятное воздействие гелиофизической активности на деятельность человека.
В настоящее время профилактика АП, причины которых связаны с первыми тремя группами факторов, решается системными мероприятиями, а связанные с четвертой и пятой группами — в практике либо не применяется, либо применяется не системно.

Психофизиологический и интеллектуальный потенциал личности (ПФИПЛ) — это прогнозируемые интегральные свойства личности, как совокупность ее психических, физиологических и интеллектуальных способностей и возможности их реализации в рассматриваемый период в условиях определенной деятельности.

Интеллектуальный потенциал отвечает за мышление и его скорость, кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную память, за биоэлектрические импульсы и их скорость передачи.

Эмоциональный потенциал отвечает за психоэмоциональное состояние, скорость и реакцию моторики мышц в ответ на биоэлектрические импульсы.

Физический потенциал отвечает за физическое состояние организма, выносливость, моторику мышц.

Знание ПФИПЛ играет важную роль в решение задач по предотвращению АП, связанных с ЧФ, так как угрозы, исходящие из-за принятия неверных решений, выполнения действий (бездействия) авиационного персонала, допускаемые неосознанно, непроизвольно, в силу личных индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных качеств на момент происшествия, являются решающим фактором. Благоприятные ПФИПЛ являются той самой человеческой базой (основой), запас которой предопределяет надежность функционирования ЧФ в авиационной системе, и которая в особой полетной ситуации способствует принятию единственно правильного решения или действия экипажа и спасает от катастрофы.

Человеческий фактор и безопасность полетовРазработка методики ПФИПЛ в Казахстане имеет 30-летнюю историю, она началась с достаточно далекой от авиации отрасли — энергетики. В исследованиях принимали участие ученые НИИ эргономики и НИИ астрофизики Академии наук Республики Казахстан, кафедры экологии КазНУ им. Аль-Фараби и др. В результате исследований 598 смертельных случаев в электроэнергетической отрасли Республики Казахстан и Российской Федерации выявлены некоторые закономерности. Совместив результаты работ с научными открытиями последних лет и возможностями технологического прогресса, удалось повысить точность прогнозирования и минимизировать повышенные риски с точностью до одного дня. Метод был апробирован в отраслях энергетики и спорта и дал положительные результаты.

В области безопасности полетов методика была применена в порядке пробной работы. При этом, руководящему составу авиационных организаций предоставлялись прогнозируемые индивидуальные ПФИПЛ и рекомендации по планированию полетов каждому летчику и экипажу на 1-2 месяца. В обязательном порядке доводились следующая информация и рекомендации:

в благоприятные дни — человек выполняет работу в том же режиме, как и обычно;
в неблагоприятные дни — в зависимости от сложности и условий полета выдаются соответствующие рекомендации, которые необходимо выполнить до полета;
в кризисные дни — выдаются рекомендации о том, что в данный день необходимо планировать человеку виды работ, не влекущие за собой высокий риск.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА:

формирование экипажа с применением ПФИПЛ дает возможность подбора пилотов (без их непосредственного участия) с учетом их биологической, эмоциональной, физической и интеллектуальной совместимости и, тем самым, обеспечение для экипажа комфортной рабочей атмосферы. Это создаст благоприятные условия для принятия верных решений и недопущения ошибочных действий вследствие взаимной поддержки.
планирование рабочего графика с учетом ПФИПЛ позволяет индивидуально распределить летную нагрузку и решить проблему чрезмерной утомляемости пилотов, так как работоспособность зависит от ПФИПЛ, а расчет можно произвести заблаговременно на любой период времени.
расчет потенциальных рисков путем выявления конкретного индивида среди авиационного персонала в определенный период времени, выведение его из зоны риска еще на стадии планирования рабочего графика (минимизация рисков).
индивидуальный прогноз ПФИПЛ для каждой персоны при массовом охвате авиационных специалистов.
долгосрочный прогноз с оперативной корректировкой рекомендаций.
благотворное влияние на обеспечение культуры безопасности полетов из-за корпоративной прозрачности и гласности поступающей информации о ПФИПЛ каждого причастного к полетам специалиста.
Пример из реального авиационного события, связанного с «человеческим фактором».

22.08.2012 из-за непреднамеренного попадания в режим «левого самопроизвольного вращения» произошла катастрофа вертолета Ми-17, погибли 4 человека.

Описание графика биоритмов командира воздушного судна (КВС):

средневысокое значение эмоционального потенциала (78%), «отвечающего» за реакционное состояние организма (на 22.08.12); психическая реакция на восприятие полетной обстановки нормальная, в положительной фазе;
физический потенциал низок (-14%), продолжается снижение его значения в отрицательной фазе; посткритическое значение накануне полетов было критическое, (быстрая утомляемость, пониженная физиологическая реакция, замедленная моторика);
крайне низкое, предкрити-ческое значение интеллектуального потенциала (-91%) находится в отрицательной фазе (заторможенность интеллектуально-мыслительных процессов — получения и переработки информации, памяти, мышления, способности быстро принять правильное решение);
гелиофизическая обстановка: без особенностей.
АНАЛИЗ
Человеческий фактор и безопасность полетовНа 22.08.2012 летчик способен своевременно воспринимать полетную информацию, но на фоне низкого физического потенциала, утомленности и крайне низкого интеллектуального потенциала решения принимает с некоторой заторможенностью. Такое сочетание потенциалов является причиной поздней реакции на исправление отклонений от расчетных режимов полета. В особой полетной ситуации летчик может допустить не координированные и запоздалые по времени действия на исправление ошибок в технике пилотирования.

Учитывая невысокий уровень профессиональной подготовки летчика, это может привести к значительным ошибкам, которые он сам не сможет исправить.

Описание графика биоритмов летчика-штурмана:

• высокое значение эмоционального потенциала (90%), психическая реакция на восприятие полетной обстановки благоприятная, в положительной фазе;

• крайне низкий физический потенциал (-98%); в критической фазе точка пересечения с интеллектуальным потенциалом (быстрая утомляемость, пониженная физиологическая реакция, замедленная моторика);

ПФИПЛ ЛЕТЧИКА-ШТУРМАНА
• крайне низкий интеллектуальный потенциал (-87%), находится в отрицательной фазе в критической точке (заторможенность интеллектуально-мыслительных процессов: получения и переработки информации, памяти, мышления, способности быстро принять правильное решение);

• гелиофизическая обстановка: без особенностей.

АНАЛИЗ
На 22.08.2012 летчик способен своевременно воспринимать полетную информацию, но на фоне низкого физического потенциала, утомленности и крайне низкого интеллектуального потенциала, также как и КВС, решения принимает и действует с некоторой заторможенностью. Поздно реагирует на отклонения от расчетных режимов полета, ожидает подсказки со стороны КВС (нисходящий интеллектуальный потенциал). В сложной полетной ситуации летчик не способен исправить значительные отклонения или вывести вертолет из сложной ситуации.

АНАЛИЗ ПФИПЛ ЭКИПАЖА
На 22.08.2012 экипаж вертолета для выполнения полетного задания укомплектован летным составом, имеющим на период полета неблагоприятное сочетание ПФИПЛ: высокие эмоциональные потенциалы и крайне низкие интеллектуальные и физиологические потенциалы у обоих летчиков. При этом, состояние биопотенциалов у обоих летчиков синхронное. Члены экипажа одинаково видят отклонение от расчетного режима полета, но и одинаково запоздало принимают решения, неграмотно или запоздало исправляют допущенные отклонения ошибки.

Передача управления КВС летчику-штурману усугубила ситуацию, что и привело в простых условиях полета к последовательному перерастанию штатной полетной ситуации в аварийную и катастрофическую. Активно пилотировавший вертолет летчик-штурман допустил ошибку, а КВС, наблюдая происходящую ситуацию и действия летчика-штурмана, не смог своевременно вмешаться в управление и предотвратить опасное развитие полетной ситуации.

Рекомендации по предотвращению авиационных происшествий:

предполетный отдых членов данного экипажа должен быть под контролем;
экипажу необходимо планировать только освоенные виды полетов по уровню летной подготовки;
подбор членов экипажа следует осуществлять с учетом психофизиологической и интеллектуальной совместимости;
перед вылетом необходимо провести специальный целевой инструктаж по мерам безопасности в соответствии с особенностями ПФИПЛ и с привлечением психофизиолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Группой специалистов в течение 5-6 лет проводится анализ ПФИПЛ экипажей воздушных судов, потерпевших авиационное происшествие. Результаты анализа, при наличии запроса, предоставляются в комиссии по расследованию авиационных происшествий.

Для предотвращения авиационных происшествий из)за причин, связанных с человеческим фактором, авиацион) ным администрациям следует приме) нять Технологию предупреждения (профилактики) авиационных проис) шествий на основе постоянного мони) торинга ПФИПЛ (экипажей) с учетом влияния гелиофизического фактора. Следует активно внедрять данную Технологию в практику профилактики авиационных происшествий.

Разработчики приглашают предпри) ятия и организации гражданской и государственной авиации к сотрудниче) ству по использованию рассмотренной в статье Технологии для обеспечения безопасности полетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS