Аэроприбор-Восход: новая высокоточная система измерения воздушных параметров для вертолетов

В этом году одному из ведущих отечественных приборостроительных предприятий ОАО «Аэроприбор-Восход» исполняется 70 лет. Продукция предприятия — аэрометрические приборы — применяется практически на всех российских самолетах и вертолетах военного и гражданского назначения, а также на космических аппаратах. Разработка и внедрение высоких технологий, повышение технического уровня разрабатываемых изделий, автоматизация процесса проектирования и контроля качества продукции — необходимые условия динамичного развития предприятия.

Коллектив «ОАО «Аэроприбор-Восход» — известная в международном авиационном сообществе школа специалистов по разработке аэрометрических приборов. Многолетний опыт работы в авиакосмической отрасли и высокий конструкторско-производственный потенциал коллектива позволяет удовлетворять потребности заказчиков в широком спектре аэрометрических приборов для различных типов авиакосмической техники.

В настоящее время предприятие разрабатывает:

высокоточные датчики давления, использующие различные физические принципы;
приемники воздушных давлений;
механические и электронные резервные приборы (высотомеры, вариометры, указатели скорости и числа М);
образцовые манометры;
системы воздушных сигналов;
системы ограничительных сигналов;
системы предупреждения об опасном сближении с землей;
высоконадежные комплексы высотно-скоростных и аэродинамических параметров; / парашютную автоматику;
прицельные индикаторы;
всевозможные датчиковые реле и системы измерения давлений для ракетно-космической техники.
Для решения стратегических задач по повышению конкурентоспособности разрабатывае мых изделий на предприятии создана, поддерживается и непрерывно совершенствуется Система менеджмента качества, сертифицированная в соответствии с требованиями отечественных и международных стандартов, в том числе и в соответствии с требованиями ISO 9001:2008, EN 9100:2009, ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Внедрение, поддержание в надлежащем состоянии и постоянное улучшение Системы менеджмента качества — стратегическая задача руководства предприятия.

Одним из приоритетных направлений деятельности ОАО «Аэроприбор-Восход» является выполнение гособоронзаказа. В области самолетостроения предприятие в последние годы активно участвует в оснащении российско-украинского ближнемаги-стрального пассажирского самолета Ан-148 и перспективного транспортного Ан-178.

Из других ключевых тем — разработка и производство современных средств измерения параметров для оснащения новых отечественных вертолетов аппаратурой ОАО «Аэроприбор-Восход». В ближайшей перспективе это, в частности, установка, испытания и тестирование систем бортового оборудования для вертолетов Ка-62. К новому направлению относится разработка приборов и многофункциональных систем для российской вертолетостроительной отрасли.

Примером разработки нового инновационного продукта является Система измерения воздушных параметров перспективного скоростного вертолета СИВПВ ПСВ. Техническим заданием ОАО «Камов» в интересах ударного вертолета Ка-52 была поставлена задача по разработке высокоточной, надежной всеракурс-ной системы измерения воздушных параметров вертолета. Данная система должна определять воздушные параметры с требуемой точностью во всех эксплуатационных режимах, включая режимы висения, движения вперед-назад, влево-право. Для решения поставленной задачи специалистами ФГУП «ЦАГИ» была предложена идея использования многофункциональных неподвижных приемников давления специальной формы. По результатам продувок изолированных ПВД специальной формы в аэродинамической трубе ФГУП «ЦАГИ» была подтверждена возможность реализации этой идеи. Впервые многофункциональные приемники были установлены в системе СИВПВ-52, которая успешно прошла все виды испытаний и в настоящее время серийно выпускается предприятием ОАО «Аэроприбор-Восход».

Аэроприбор-Восход: новая высокоточная система измерения воздушных параметров для вертолетовС целью создания универсальной системы измерения воздушных параметров для различных типов вертолетов, в том числе, для перспективного скоростного вертолета, была проработана возможность создания системы с использованием многофункциональных сферических приемников воздушных давлений. Но при этом следует отметить, что использование сферического приемника ограничивается возможностью его применения в большом диапазоне скоростей (чисел Рейнольдса). При определенной скорости потока обтекание гладкой сферы может изменить свой характер от докрити-ческого (ламинарного) до переходного к критическому (турбулентному). Для устранения влияния числа Рейнольдса ФГУП «ЦАГИ» была предложена оригинальная геометрия сферического ПВД и его державки, отличающаяся тем, что вместо гладких тел (сферы и цилиндра) используются многогранники с достаточно большим числом граней.

Предварительные результаты, полученные в АДТ ЦАГИ, подтвердили высокие метрологические характеристики многогранного ПВД, что позволяет рекомендовать его для применения в системах измерения воздушных параметров полета вертолетов различных типов, в том числе и для перспективных скоростных вертолетов. Следует отметить, что реализация такой системы возможна в виде взаимозаменяемых отдельных модулей, представляющих собой единую конструкцию, состоящую из собственно многогранного ПВД, державки и электронно-вычислительного блока, в котором размещены датчики давления, противообледени-тельная система, датчик температуры наружного воздуха и вычислитель параметров полета. Количество модулей определяется заданными требованиями к точности и надежности выходных параметров системы.

К преимуществам предлагаемой системы, по сравнению с СИВПВ-52, можно отнести: упрощение алгоритмов расчета и, самое главное, существенное уменьшение габаритов, массы и моментов инерции элементов, выступающих в набегающий поток. Последнее приводит к снижению требований к местам размещения модулей системы.

Таким образом, предлагаемая система, в отличие от СИВПВ-52, более универсальная — она может быть установлена на любых типах вертолетов, в то время как система СИВПВ-52 удачно компонуется на вертолетах, имеющих развитое крыло.

В разработке Системы измерения воздушных параметров перспективного скоростного вертолета СИВПВ ПСВ активное участие принимали ведущие специалисты ОАО «Аэроприбор-Восход» и ФГУП «ЦАГИ» Михаил Головкин, Вячеслав Дятлов, Андрей Гфремов, Алексей Кошелев, Олег Назаров, Вадим Сысоев.

Накопленный ФГУП «ЦАГИ» и ОАО «Аэроприбор-Восход» научно-технический задел и производственный потенциал позволяют создать принципиально новую высокоточную систему измерения высотно-скоростных параметров полета применительно к перспективному скоростному вертолету.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS