Происшествия

Авария Жюля Бьянки на Гран При Японии 2014

Гран При Японии запомнится тяжелой аварией Жюля Бьянки: его Marussia разбилась о трактор. Как это могло произойти в современной Формуле-1?

To, что гонку на Сузуке до конца не доведут, было ясно еще накануне: на Японию надвигался тайфун. Старт пришлось давать за пейс-каром: дождь лил как из ведра. Гонщики проехали за автомобилем безопасности лишь пару кругов — и гонку остановили красным флагом. Караван машин вслед за пейс-каром направился отдыхать на пит-лейн. Если бы дождь не стих, как это предсказывали синоптики, гонщики получили бы лишь половину
очков, расположившись в итоговом протоколе в соответствии со стартовыми позициями. В командах были бы рады такому исходу — ведь их механикам предстояло экстренно паковать багаж, чтобы успеть отправить его в Сочи.

Но погода пожалела не испугавшихся тайфуна зрителей. Дождь на время прекратился, а великолепная дренажная система японского автодрома быстро убрала с трассы излишки воды. Караван болидов снова отправился на трассу — правда, за машиной безопасности: судьи во главе с Чарли Уайтингом осторожничали.

Ведь Сузука — сложная трасса даже в сухую погоду. Кроме
того, автодром сооружен в эпоху «до Германа Тилке», поэтому зоны безопасности тут довольно компактные — велик риск столкновения вылетевшей машины с барьерами из шин или отбойниками.

Но в момент возобновления гонки об этом никто из пилотов не думал. Все (за исключением Фернандо Алонсо, из-за проблем с техникой сошедшего еще до рестарта) были готовы ринуться в бой. Вопрос о победителе решился в тот момент, когда пилоты заменили покрышки для сильного дождя промежуточными шинами. Болид лидировавшего Нико Росберга на этом типе покрышек управлялся плохо, скорость его была существенно ниже, чем у машины его партнера Хэмилтона, — и Льюис без проблем вышел вперед.

Шанс попасть на призовое место вместе с двумя заранее известными парнями из Мерседеса имел Дженсон Баттон: он первым перешел на промежуточные покрышки и за счет этого выиграл несколько мест. Когда дождь возобновился с новой силой, Баттон первым из лидирующей группы вновь «переобулся» в покрышки с синим ободком — дождевые.
Но усилия Баттона пропали втуне: судьям пришлось вывешивать еще один красный флаг.

Авария Жюля Бьянки на Гран При Японии 2014Sauber Адриана Сутила вылетел с трассы на сложном участке из-за начавшегося аквапланирования. Машина стукнулась боком о барьер из шин — удар выглядел очень неприятным, но гонщик повреждений не получил. Как и положено, перед местом аварии судьи начали размахивать желтыми флагами, призывая снизить скорость. Понятно, что в условиях плохой погоды флаги менее заметны,
но сейчас подобные предупреждения дублируются еще и световыми сигналами в кокпитах болидов. Трактор-эвакуатор выехал в зону безопасности, маршалы шустро прицепили Sauber к его стреле.

Нужно ли было судьям в этот момент выпускать пейс-кар? Сам по себе трактор, эвакуирующий болид с полосы безопасности, — событие не экстраординарное. Но дождь усиливался, приближался вечер, из-за сплошной облачности, закрывавшей небо, на Сузуку начали стремительно опускаться сумерки. Увы, на опасные обстоятельства судьи не среагировали. Роковой поворот был залит водой. Точно
там же, где и Адриан Сутил, потерял контроль над своей машиной Жюль Бьянки. Как потом выяснилось, на обеих машинах к моменту вылета стояли изношенные промежуточные покрышки, прошедшие по два десятка кругов.

В современных правилах не сказано, какие именно скоростные ограничения действуют в секторах, «помеченных» желтыми флагами. Видимо, их составители надеются на благоразумие участников гонки. Почему Бьянки не снизил скорость до безопасной — сейчас установить невозможно.

Но факт: Marussia вылетела с трассы и боком ударилась о тяжелый трактор на высоких колесах, частично залетев под него. Удар был такой колоссальной силы, что со стрелы трактора слетел висевший на тросах Sauber. A Marussia… Вся левая часть машины была разрушена, срезало даже дугу безопасности над головой гонщика. Шлем Бьянки тоже был поврежден. В такой ситуации не спас бы даже закрытый кокпит, о необходимости которого в Формуле-1 сейчас много говорят.

Бьянки после удара был без сознания. Полет на вертолете в условиях надвигавшегося тайфуна признали небезопасным, поэтому его отправили в госпиталь на медицинской машине. Там ему была сделана операция. Но при черепномозговых травмах подобной тяжести обычно не дают оптимистичных прогнозов на восстановление всех функций мозга. В любом случае, автоспортивной карьере перспективного пилота, который был восходящей звездой, поддерживаемой Ferrari, нанесен непоправимый удар.

А гонку после аварии Бьянки решили прекратить — это было правильное, хоть и запоздалое решение. Шампанским призеры не обливались.

Комментарии

Самое популярное

Наверх