Воспоминания Гургена Аванесова о Опытном конструкторском бюро (ОКБ)

В 2014 г. отмечается 100-летие основания в Санкт-Петербурге производства, на базе которого после окончания Великой Отечественной войны был развернут опытный двигателестроительный завод и образовано Опытное конструкторское бюро (ОКБ) под руководством Главного конструктора Владимира Яковлевича Климова. Одним из активных и заслуженных специалистов завода и ОКБ был Гурген Минасович Аванесов, которому в этом году исполняется 100 лет. Его воспоминания положены в основу этой публикации.

В январе 1941 г. Гурген Минасович начал свою деятельность на авиамоторном заводе №26 в Рыбинске. Уже в первые месяцы войны завод был скрытно эвакуирован в Уфу. Эвакуацией руководил директор Василий Петрович Баландин. В суровых условиях зимы, под открытыми навесами, было развернуто новое производство, начали работать два конструкторских бюро — серийное и опытное. ОКБ возглавил

В.Я. Климов. Его заместителем позднее стал Н.Д. Кузнецов, в последующем — выдающийся конструктор авиадвигателей «НК».

К концу 1941 г. в Уфе были сооружены свыше десятка производственных корпусов, более сотни домов и бараков для более 6 тыс. работников. В последующие годы на моторостроительном заводе трудилось уже 55 тыс. человек. В этот период Г.М. Аванесов работал на заводе в отделе турбокомпрессоров ОКБ до тех пор, пока оно не было расформировано в 1946 г.

Начиная с 1942 г., выпуск моторов значительно увеличился. На заводе было организовано крупносерийное производство моторов М-105, М/ВК-106, М/ВК-107, а также разработка их модификаций (более 17) и опытных моторов ВК-108, ВК-109. Моторы конструкции В.Климова устанавливались на 60% парка боевой авиации СССР: самолеты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Пе-2, Ар-2, Ер-2, МДР-6, опытные самолеты МиГ-13, Су-5, ДИС, ДБ-108 и др. Моторов М-105, М-106, ВК-107 было выпущено около 85 тыс.

Правильность выбора В.Я. Климова в качестве прототипа двигателей «сотой» серии французского двигателя 12Ybrs было доказано условиями фронтового времени. В результате непрерывного наращивания в модификациях двигателей мощности и высотности это привело к эффекту превышения мощности в 2,5 раза (!) от первоначальной, при одновременном уменьшении удельной массы двигателя. В военный период впервые в практике моторостроения

В.Я. Климов ввел гиперболическую форму опорной поверхности вкладышей коленчатого вала. В 1947 г. в Ленинграде на базе вновь образованного опытного завода №117 (ныне ОАО «Климов») было сформировано новое ОКБ под руководством В.Я. Климова. По его приглашению в ОКБ перешли работать многие конструкторы из ОКБ Уфимского моторостроительного завода, в том числе Г.М. Аванесов. В новом ОКБ он был некоторое время ведущим конструктором по опытному двигателю ВК-2, потом длительное время руководил отделом турбин.

Воспоминания Гургена Аванесова о Опытном конструкторском бюро

В послевоенный период началась эра реактивной авиации. ОКБ работало над проектами, модификациями (более 26) и серийным выпуском турбореактивных двигателей ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-5, ВК-7, ВК-13, В К-15, РД-10, РД-33, РД-45, РД-93, РД-500. Они устанавливались на советских реактивных истребителях и бомбардировщиках типа МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-29, Ту-14, Ту-16, М-4, Ил-28, Ил-102, Як-15, Як-17, Як-19, Як-23, Ла-15, Ла-176, Су-9, а также опытных самолетах 150, 152, 156, 160 и др.

В 1960 г. Г.М. Аванесов был назначен заместителем Главного конструктора по экспериментальной работе. Основное время работы в этой должности пришлось на период руководства предприятием Главным конструктором Сергеем Петровичем Изотовым.

В начале 1960-х гг. была освоена новая специализация ОКБ им. В.Я. Климова — газотурбинные двигатели ГТД-350, ГТД-550, ГТД-1000, ГТД-1250, ТВД-850, ТВ2-117, ТВЗ-117, ТВ7-117 и их модификации (более 27). Этими двигателями оснащались вертолеты Ми-2, Ми-3, В-20, В-3, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27/28, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52, самолеты Ан-14, Ан-140, Бе-30, БЛА «Рейс», а также танки Т-80, большегрузные автомобили МАЗ, БелАЗ, катер на воздушной подушке.

В ОКБ С.П. Изотова впервые в Советском Союзе для вертолетов были созданы двигатели со свободной турбиной и разработаны основные принципы регулирования таких двигателей. Вместе с тем, начиная с 1960-х гг., в ОКБ велись работы по жидкостно-реактивным двигателям (ЖРД) типа 5Д12, 5Д67 для зенитных ракет 5В21 и зенитных комплексов С-200. В 1983 г. С.П. Изотов умер. С 1988 г. предприятие возглавил Генеральный конструктор А.А. Саркисов. В 1987 г. Г.М. Аванесов ушел на заслуженную пенсию.

Воспоминания Гургена Аванесова о Опытном конструкторском бюроВ своей 46-летней трудовой деятельности Гургену Минасовичу посчастливилось стать соратником выдающихся советских авиаконструкторов В.Я. Климова и С.П. Изотова в периоды их наивысшей продуктивной деятельности. В 1941-1987 гг. в ОКБ были завершены работы по серийному, в том числе массовому, выпуску более 20 типов авиационных двигателей, не считая опытных образцов и модификаций (более 75).

Вспоминая прожитое, Гурген Минасович особо отмечает труд своих соратников по заводу: Сергея Васильевича Люневича, Николая Гавриловича Костюка, Сергея Александровича Кизнера, Валентина Викторовича Старовойтенкова.

Гургена Минасовича Аванесова всегда отличали скромность, ответственный и творческий подход к делу. Он в большинстве случаев мог предложить нестандартные и, вместе с тем, работоспособные варианты конструкции, что значительно ускоряло работу над проектами. В СССР его труд был отмечен государственными наградами — орденом Трудового Красного Знамени, медалями за доблестный труд и др. На основе экспериментальных данных он защитил кандидатскую диссертацию без отрыва от производства, подготовил материал для докторской диссертации. Его активная работа в качестве преподавателя Ленинградского политехнического института до сих пор с теплом вспоминается его учениками, активно работающими в авиационной отрасли.

Сегодня Гурген Минасович живет в Санкт-Петербурге и продолжает активно интересоваться развитием отечественной авиации и двигателе -строения. Хочется верить, что российская авиационная отрасль начнет приносить позитивные новости для нас всех.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS