Экономика

Объем производства легковых автомобилей в России снизился за 2014 год

Объем производства легковых автомобилей в России снизился за 2014 год

Кто в лидерах, а кто плетется позади?

Производство исконно отечественных Лад и УАЗов в прошлом году сократилось на 26% (343 тысячи автомобилей), тогда как объем выпуска иномарок упал лишь на 7,4%, до 1 млн 352 тысяч машин. Крупноузловая сборка из SKD-комплектов постепенно сдает позиции в пользу производства полного цикла: если объем «отверточной» сборки сократился на 24% (258 тысяч машин), то производство со сваркой и окраской кузовов просело лишь на 2,4% (1 млн 94 тысячи машин).

Но увеличение степени локализации идет медленно. Самая «российская» иномарка — Renault Logan первого поколения (отечественная «доля» — 77%), который все еще выпускают в Москве. Более чем наполовину «русифицированы» Лада Ларгус (72%), Renault Duster/Nissan Terrano (66%), Renault Logan/Sandero второго поколения (62%) и седан Volkswagen Polo (60%). Но Nissan Almera и Skoda Rapid локализованы примерно на 50%, а парочка Hyundai Solaris и Kia Rio — на 47%. Автомобили Peugeot 407, Citroen С4, Ford Focus, Nissan Teana и Toyota Camry российские на 30-34%, Chevrolet Cruze, Opel Astra J и Volkswagen Tiguan — лишь на 22-26%, а у остальных собираемых у нас иномарок степень локализации еще ниже. Увы, объем выпуска большинства автомобилей слишком мал для того, чтобы окупить вложения в отечественное производство комплектующих.

Количество занятых в автопроме людей сокращается уже который год: если в конце 2013 года на всех предприятиях отрасли (включая заводы по производству грузовиков, автобусов и спецтехники) работали 470 тысяч человек, то спустя год — 415 тысяч. А рост средней зарплаты не поспевает за инфляцией: она выросла на 6,2% -до 28480 рублей. А теперь подробнее о том, что происходило с российскими автопроизводителями в прошлом году.

АвтоВАЗ снизил объем производства на 3% до 445 тысяч автомобилей (плюс 54 тысячи машинокомплектов) даже несмотря на расширение контрактной сборки: к седанам Nissan Almera (50 тысяч машин) прошлой весной присоединился Renault Logan второго поколения (45 тысяч), летом — седан Datsun on-DO (16 тысяч машин), а осенью — новый Renault Sandero (13,7 тысячи машин). А вот объем выпуска автомобилей Лада сократился более чем на четверть, до 320 тысяч экземпляров, из которых 75 тысяч пришлись на лицензионный Ларгус. В итоге только две производственные линии сейчас работают в полные три смены: это первая нитка конвейера мощностью 350 тысяч машин в год (Ларгус, Almera и Logan/ Sandero) и отдельный цех про-
изводства моделей семейства Калина/Гранта/Datsun (до 300 тысяч в год). Внедорожники Лада 4×4 выпускают в две смены (мощность — 75 тысяч машин в год), а модернизированная год назад третья нитка конвейера (350 тысяч в год), на которой «прописана» Приора, и вовсе работает в односменном режиме. Еще в 2013 году на заводе заработал цех сборки двигателей Renault К4М и коробок передач для автомобилей на платформе ВО, а на март запланирован запуск производства двигателей Nissan HR16 (1,6 л, 117 л.с.), причем в Тольятти будут выпускать блоки цилиндров, головки блоков и коленвалы. Эти моторы появятся на новых Ладах (Веста и X-RAY) и на моделях Nissan и Renault, в том числе ижевской и питерской сборки. Этой зимой на АвтоВАЗе начали выпуск хэтчбеков Datsun mi-DO на базе Калины, во второй половине года ожидается рестайлинг Гранты, Приоры и Ларгуса, а на конец года намечен старт производства пя-тидверок Лада X-RAY на основе Renault Sandero.

Работающая «под боком» у АвтоВАЗа компания Супер-Авто после завершения выпуска «массовой» Самары снизила объем производства на 85% -до 883 автомобилей: в основном это пикапы на базе Нивы, а осе-
нью возобновился выпуск Приор с моторами 1.8. Аргунское предприятие Чеченавто простаивает: последние 82 седана Лада Приора здесь собрали еще в начале прошлого года.

Петербургский завод Hyundai увеличил объем выпуска на 3,3% (до 237 тысяч машин) и стал крупнейшим производителем иномарок в России, потеснив Автотор. Отменный спрос на Hyundai Solaris/Accent (132 тысячи машин) и Kia Rio (105 тысяч машин) вынуждает заводчан работать сверхурочно по выходным, а в 2016 году модельный ряд дополнит компактный кроссовер Hyundai ix25, ради которого придется наращивать мощность завода с нынешних 230 тысяч минимум до 300 тысяч машин в год.

Калининградский Автотор сократил объем выпуска на четверть до 182 тысяч автомобилей, большинство из которых собрано по «отверточной» технологии из SKD-комплектов. В 2016 году завод лишится таможенных льгот особой экономической зоны, поэтому концерн General Motors постепенно отказывается от сотрудничества с ним. Пока здесь еще выпускают автомобили Chevrolet (Cruze-универсал и Orlando) и Opel (Mokka, Astra GTC и Sports Tourer, Antara, Insignia, Meriva, Zafira Tourer), но новых моделей в планах нет, а сборка автомобилей Cadillac прекращена еще летом. Зато у концерна Hyundai-Kia долгосрочные планы развития: по технологии SKD в Калининграде выпускают семь моделей Kia (cee’d, Optima, Quoris, Venga, Soul, Sportage, Mohave) и две модели Hyundai (i40, Equus), а в 2013 году было запущено производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов. Первым тут «прописался» кроссовер Kia Sorento, а минувшей осенью компанию ему составил седан Kia Cerato. В производство вложено 50 млн евро (из них 20 млн внесли корейцы), мощность — 50 тысяч машин в год, а план на 2016 год — увеличение мощности до 100 тысяч машин и запуск еще двух моделей. Продолжается и сборка автомобилей BMW по мелкоузловой технологии MKD — это седаны третьей, пятой и седьмой серий, а также кроссоверы XI, ХЗ и Х5 в наиболее востребованных комплектациях. Но план создания к 2018 году нового автокластера (шесть заводов полного цикла мощностью 350 тысяч машин в год и пятнадцать предприятий для производства компонентов) буксует: пока соглашение о сотрудничестве подписано только с Kia и BMW.

Компания Renault еще в 2012 году выкупила все акции завода Автофрамос у московского правительства, а минувшим летом предприятие мощностью 190 тысяч машин в год было переименовано в ЗАО «Рено Россия». В прошлом году объем выпуска сократился на четверть — до 151 тысячи машин: Sandero первого поколения отправлен в отставку, а в мае прекращена «отверточная» сборка седанов Latitude и кроссоверов Koleos. Сейчас в Москве по полному циклу выпускают автомобили Renault Logan первого поколения, Fluence, Megane и Duster, а также Nissan Terrano. В этом году гамму дополнит «каблучок» Renault Dokker, а через год -компактный кроссовер на базе европейской модели Renault Captur, но об увеличении мощности пока речи нет.

Объем выпуска на калужском заводе Volkswagen упал со 156 до 128 тысяч автомобилей, хотя мощности рассчитаны на 225 тысяч машин в год. По полному циклу со сваркой и окраской кузовов здесь выпускают седаны Volkswagen Polo, кроссоверы Volkswagen Tiguan и лифтбеки Skoda Rapid, а по крупноузловой технологии — внедорожники Volkswagen Touareg, микроавтобусы Volkswagen Multivan, а также автомобили Audi А6, А7, А8, 03 и Q5 в самых ходовых комплектациях. Осенью была увеличена степень автоматизации окрасочного цеха, а на весну намечен
запуск 150-тысячно-го моторного завода, где будут выпускать бензиновые атмосферники 1.6 для калужских и нижегородских моделей концерна: пилотное производство идет с января.

Зато на ГАЗе производство набирает обороты: со сваркой и окраской кузовов выпущено 75 тысяч автомобилей вместо 48 тысяч годом ранее. Но если 130-тысячный цех концерна Volkswagen (там выпускают седаны Volkswagen Jetta, лифтбеки Skoda Octavia и кроссоверы Skoda Yeti) по-прежнему работает пять дней в неделю, то площадка General Motors мощностью 30 тысяч машин в год (это седаны и хэтчбеки Chevrolet Aveo) еще в октябре переведена на четырехдневку. Вдобавок на ГАЗе варят и окрашивают рамы для внедорожников Mitsubishi Pajero Sport калужской сборки.

На заводе ИжАвто спустя три года после остановки производства автомобилей Kia вновь начали собирать иномарки — с августа выпущено 5,4 тысячи седанов Nissan Sentra. Еще 69,2 тысячи машин — седаны и лифтбеки Лада Гранта, хотя сборку седанов свернули еще весной. Этой зимой в Ижевске начали выпускать хэтчбеки на базе Сентры, весной сюда из Тольятти «переедет» Renault Logan, а в сентябре начнется производство Лады Весты. На плановую мощность 230 тысяч автомобилей завод должен выйти в 2016 году, а спустя год завершится модернизация, и мощность вырастет до 300 тысяч машин.

Предприятие Sollers во Владивостоке снизило объем выпуска с 68 до 67 тысяч машин. На основной площадке мощностью 50 тысяч машин в год здесь «от-верточно» собирают автомобили Mazda 6 и СХ-5 (29 тысяч машин в прошлом году), а также кроссоверы и внедорожники SsangYong (Actyon, Kyron, Rexton и Actyon Sports), объем выпуска которых вслед за спросом снизился до 24 тысяч машин. В этом году будут запущены линии сварки и окраски кузовов, мощность вырастет вдвое, должен начать работу цех сборки двигателей Mazda. На отдельной площадке мощностью 47 тысяч машин в год собирают внедорожники Toyota Land Cruiser Prado (14 тысяч в прошлом году), но ее модернизация не коснется.

УАЗ уменьшил производительность на 18%: выпущена 51 тысяча машин (28 тысяч легковых внедорожников и 23 тысячи легких коммерческих автомобилей).

В прошлом году в модернизацию производства было вложено 1,4 млрд рублей — установлены новые линии штамповки и грунтования кузовов, оптимизированы склады. В этом году будет прекращено производство Хантеров, зато УАЗ выбран в качестве сборочной площадки для автомобилей проекта Кортеж, разработку которых планируют завершить через два года.

Завод Nissan в Санкт-Петербурге выпустил 50 тысяч автомобилей против 47 тысяч годом ранее. По полному циклу здесь делают автомобили Nissan Teana, X-Trail, Murano и Pathfinder, а в декабре была запущена вторая очередь завода: открыты новые цеха штамповки и производства пластиковых деталей, мощность выросла с 50 до 100 тысяч машин. В этом году гамму моделей пополнит Nissan же предприятия General Motors: объем выпуска автомобилей Ford Focus и Mondeo по полному циклу упал на 60% до 27 тысяч машин, с июня производство идет в односменном режиме (уволено 700 человек), а с августа введена четырехдневная рабочая неделя. В феврале начался выпуск нового Mondeo, весной освоят обновленный Focus, но о расширении производства речи уже нет.

На черкесском предприятии Derways по полному циклу сделано вдвое меньше машин, чем в позапрошлом году, — 26 тысяч. Хотя модельный ряд постепенно расширяется: к автомобилям Geely и Lifan в прошлом году прибавились модели Brilliance, JAC и Hawtai. А самый перспективный партнер — Chery: под стартовавшее в сентябре производство седанов Bonus 3 и кроссоверов Tiggo 5 выделены 36-тысячные мощности (общая производительность завода — 100 тысяч машин в год).

Но сборка автомобилей Luxgen прекращена (часть машинокомплектов даже возвращена обратно на Тайвань), а планы локализации комплектующих провалены:производители не идут в Карачаево-Черкесию.

Предприятие Ford Sollers в Елабуге снизило объем производства на 3,4% до 19,7 тысячи легковых машин. Кроссоверы Ford Kuga и Explorer здесь выпускают по полному циклу со сваркой и окраской кузовов, а минивэны Galaxy, S-MAX и кроссоверы Edge собирают из крупноузловых машинокомплектов. Летом завод мощностью 65 тысяч машин в год перешел на односменный режим работы. Зато осенью было запущено производство полного цикла в Набережных Челнах: в модернизацию бывшего завода ЗМА, на котором выпускали автомобили Ока, а потом несколько моделей Fiat, СП Ford Sollers вложило 400 млн долларов. Мощность предприятия — 115 тысяч машин ежегодно, но до конца прошлого года успели собрать всего 2,5 тысячи кроссоверов EcoSport, а в середине этого года здесь начнется выпуск седанов и хэтчбеков Ford Fiesta. Вдобавок на конец года запланирован запуск моторного завода в Елабуге, где будут собирать бензиновые ат-мосферники 1.6 для Фиесты, ЭкоСпорта и Фокуса.

Гжельский завод ИМС, принадлежащий компании Ирито, в прошлом году выпустил 17 тысяч автомобилей (падение почти на четверть), но в этом году сборочный цех, расположенный в помещениях завода Электроизолятор, будет закрыт. Еще год назад Ирито запустила первую очередь нового завода под Липецком: сначала заработал окрасочный цех, к осени подключился цех сварки кузовов, а на этот год запланировано открытие сборочно-
го производства мощностью 120 тысяч машин в год. Сейчас здесь сваривают и окрашивают кузова внедорожников Great Wall ИЗ/ Н5,кроссоверов Н6 и пикапов Wingle, а до конца года в гамме появится «люксовый» кроссовер Haval Н2. При этом китайцы начали строительство отдельного завода для автомобилей Haval под Тулой: площадка мощностью 80 тысяч автомобилей в год должна заработать в 2017 году.

Многострадальный ТагАЗ еще год назад признан банкротом (долг — более 31 млрд рублей) и с тех пор работает в режиме конкурсного производства, но желающих выкупить 180-тысячный завод или хотя бы наладить контрактную сборку так и не нашлось (переговоры велись с компаниями Fiat-Chrysler, Hyundai и Chery). В прошлом году на ТагАЗе вручную из китайских машинокомплектов собрали 58 седанов Tagaz Aquila.

Кроме того, производство в России планируют открыть китайские компании Dongfeng и Lifan. И если Dongfeng рассчитывает на сотрудничество с татарской компанией Алабуга-моторс («отверточную» сборку автомобилей будут вести в цехах, где сейчас занимаются переделкой фургонов и микроавтобусов, первоначальный план — всего семь тысяч машин в год), то Lifan объявил о строительстве собственного 60-тысячного завода в липецкой области, хотя реализация этих планов еще не началась.

А что происходит с автопромом ближнего зарубежья?

В Узбекистане объем производства легковых автомобилей почти не изменился: СП GM-Uzbekistan выпустило 246 тысяч машин. Головное предприятие в Асаке (его максимальная мощность — 270 тысяч машин в год) работает по полному циклу: здесь собирают автомобили Daewoo Matiz, Nexia и Gentra, а также Chevrolet Spark и Cobalt.

На этот год намечен старт производства хэтчбеков Chevrolet Aveo прошлого поколения, на следующий — модернизация Нексии и Джентры, а также запуск трансмиссионного завода. Производство древних микроавтобусов Daewoo Damas еще год назад перенесено в город Дружба у границы с Туркменистаном, на бывший завод запчастей. Здесь же началась сборка компактвэнов Chevrolet Orlando: за год сделали около 22 тысяч машин двух моделей, а общая мощность предприятия — 80 тысяч машин в год. Наконец, в Ташкенте, в одном из цехов авиационного предприятия имени Чкалова, ведется «отверточная» сборка седанов Chevrolet Malibu и кроссоверов Captiva (в прошлом году собрано около 12 тысяч машин).

Продажи автомобилей в Казахстане в прошлом году не прогрессировали (куплено 164 тысячи машин), поэтому и объем производства прежний: выпущено 37,2 тысячи легковых автомобилей.

На заводе Азия Авто в Усть-Каменогорске из SKD-машинокомплектов собрали 28,8 тысяч машин — на 7% меньше, чем годом ранее. Это внедорожники Лада 4×4, четыре модели Skoda (Rapid, Octavia, Superb и Yeti), шесть моделей Chevrolet (Aveo, Cruze, Malibu, Orlando, Tracker и Captiva) и двенадцать моделей Kia (от малыша Picanto до великана Mohave). Параллельно идет строительство завода полного цикла совместно с АвтоВАЗом: предприятие мощностью 120 тысяч машин в год обойдется в 500 млн долларов, запуск производства намечен на 2016 год, а выпускаемые здесь автомобили Лада Гранта, Калина, Веста и X-RAY будут поставлять в том числе и в Россию — в Сибирь и на Дальний Восток.

Костанайское предприятие АгромашХолдинг увеличило объем выпуска на 29%, до 8,4 тысячи автомобилей. Qashqai, а вот цех «отверточ-ной» сборки автомобилей Infiniti (здесь выпускали модели M/Q70, FX/QX70 и QX80) закрыт еще в мае: как и у московского завода Renault, истек срок договора с Минэкономразвития о крупноузловой сборке.

Предприятие РСМД (Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive) топчется на месте: как и годом ранее, выпущено 46 тысяч автомобилей. Но если выпуск кроссоверов Mitsubishi Outlander и внедорожников Pajero Sport растет (31 тысяча машин), то седаны Peugeot 408 и Citroen С4 (15 тысяч) теряют популярность. Расширение гаммы выпускаемых моделей произойдет не раньше 2016 года (главные претенденты — кроссоверы Mitsubishi ASX и DS 6), а пока большая часть мощностей (125 тысяч машин в год по полному циклу) простаивает.

СП GM-АвтоВАЗ сократил производство внедорожников Chevrolet Niva на 22% до 45 тысяч машин. Но модернизация производства продолжается: в конце года завершена установка оборудования в новых кузовном и штамповочном цехах, на очереди — строящийся по соседству моторный завод. К середине 2016 года, когда появится Niva нового поколения, мощность завода вырастет с 98 до 120 тысяч машин.

Петербургский завод General Motors выпустил всего 36,7 тысячи машин (падение на 45%), в марте была сокращена третья рабочая смена, с октября введен односменный режим работы, а количество сотрудников уменьшено на четверть (до 1500 человек). На площадке полного цикла мощностью 98 тысяч машин в год выпускают седаны и хэтчбеки Chevrolet Cruze и Opel Astra J, но сейчас активно развивается «отверточное» SKD-производство мощностью около 10 тысяч машин ежегодно. С 2013 года здесь выпускают внедорожники Chevrolet TrailBlazer, в декабре с Автотора переведена сборка автомобилей Cadillac (ATS, CTS, SRX и Escalade), за ними последовал кроссовер Chevrolet Captiva, а на очереди — Chevrolet Tahoe нового поколения. Запуск второй очереди завода полного цикла, намеченный на этот год (с увеличением мощности до 230 тысяч машин), пока отложен.

Toyota на заводе в Санкт-Петербурге выпустила 36,6 тысячи седанов Camry, улучшив показатель позапрошлого года на 2,6%. Осенью одновременно с началом производства обновленной Camry были запущены цеха штамповки кузовных деталей и производства пластиковых изделий, а степень локализации выросла с 15 до 30%. В следующем году мощность завода будет увеличена с 50 до 100 тысяч машин, а компанию Camry составит кроссовер RAV4.

Всеволожский завод Ford Sollers чувствует себя еще хуНо со сваркой и окраской кузовов здесь выпускают только рамные внедорожники SsangYong Nomad (обновленный Actyon первого поколения) и Toyota Fortuner. Из SKD-комплектов собирают шесть моделей SsangYong (Actyon, Kyron, Rexton, Actyon Sports, Rodius/Stavic и Chairman) и пять моделей Peugeot (301, 508, 2008, 3008 и Partner), к которым летом присоединились три модели Hyundai (i30, Elantra и Tucson/ix35), а осенью — пять моделей Geely (СК, МК Cross, GC6, SC7 и Emgrand Х7). На этот год запланирован запуск сварки и окраски кузовов для моделей Geely (план — 25 тысяч машин в год), а осенью 2016 года по полному циклу начнется производство седанов Peugeot 301 (до 17 тысяч в год). А вот поставки машинокомплектов седанов ZAZ Chance с Украины прекращены еще летом.

На самой Украине продажи автомобилей упали на 54% до 97 тысяч машин, но объем производства сократился «всего» на 43%: выпущено 26 тысяч легковых автомобилей. Стимулов к локализации производства внутри страны все меньше: год назад новое правительство снизило пошлины на импорт готовых автомобилей и отменило экологический налог на утилизацию транспортных средств. Неудивительно,что из пяти «легковых» автозаводов три закрылись, поставки на экспорт снижены до минимума, а российский рынок украинские заводы и вовсе потеряли.

Корпорация УкрАвто на двух площадках выпустила 12,8 тысячи автомобилей (сокращение на треть). Но ЗАЗ остановил производство еще в начале лета и потом возобновлял его только в октябре и ноябре. Следующий запуск конвейера намечен на апрель: как и прежде, здесь по полному циклу будут выпускать автомобили ZAZ Lanos/Sens, Vida (Chevrolet Aveo прошлого поколения) и Forza (Chery Bonus/Very). Крупноузловая сборка автомобилей Kia на втором заводе в Ильичевске прекращена.

Закарпатский Еврокар — единственный украинский завод, который не останавливал производство в прошлом году, хотя объем выпуска снижен на
68% (3649 машин). По мелкоузловой технологии здесь собирают автомобили Skoda Fabia, Rapid, Octavia, Superb и Yeti, но под боком простаивает свежепостроенный завод полного цикла мощностью 60 тысяч машин в год.

Кременчугский КрАСЗ прекратил «отверточную» сборку автомобилей в августе: с начала года успели собрать 7514 автомобилей SsangYong и Geely. Сейчас на заводе работает лишь сотня человек — они занимаются переоборудованием коммерческих автомобилей в хлебные фургоны, мусоровозы и машины скорой помощи.

Завод Богдан в Черкассах остановил «легковое» производство в июне, собрав с начала года 1999 автомобилей Богдан (Лады «десятого» семейства), JAC, Great Wall и Lifan. Сейчас компания сосредоточена на сборке автобусов и спецтехники, разработан прототип бронеавтомобиля и подписан договор о сборке грузовиков Hyundai.

Белорусский авторынок вырос почти вдвое — до 50 тысяч новых автомобилей, хотя немалая их часть ввезена в конце года из России. А вот объем производства вырос в 3,5 раза: выпущено 9350 машин, из которых почти половина, наоборот, отправлена в Россию.

Борисовское предприятие Белджи, работающее на площадях завода Автогидроусилитель, и вовсе создавалось с прицелом на российский рынок. В прошлом году «отверточным» способом собрано 9133 автомобиля — это хэтчбеки Geely LC Cross, седаны SC7 и кроссоверы Emgrand Х7. В этом году гамму дополнят компактные седаны и хэтчбеки Geely SC5, а мощность крупноузлового производства будет увеличена с 10 до 30 тысяч машин в год. На 2019 год намечен запуск завода полного цикла мощностью 120 тысяч автомобилей.

На многострадальном заводе Юнисон в поселке Обчак собрали 217 автомобилей. Производство китайских седанов Zotye Z300 буксует из-за сбоев в поставках машинокомплектов, зато осенью заключено соглашение с концерном PSA и в декабре здесь началась крупноузловая сборка автомобилей Peugeot 301 и 3008. Вскоре к ним прибавятся модели Peugeot 508 и Partner, а также автомобили Citroen (C-Elysee и Berlingo), хотя план — всего 2500 машин в этом году. Продолжаются и переговоры с концерном General Motors: уже этим летом в Обчаке могут запустить сборку хэтчбеков Opel Corsa, а в перспективе здесь пропишутся кроссоверы Opel Mokka и Chevrolet Tracker, причем плановый объем производства — 20 тысяч машин ежегодно.

Комментарии

Самое популярное

Наверх