Сергей Сперанский вот уже более 40 лет приобщает к хорошей музыке всех желающих

Уникальные инструменты и только лучшие композиции в исполнении самых известных музыкантов — вот уже более 40 лет Сергей Сперанский, генеральный директор салона «Аккорд», приобщает к хорошей музыке всех желающих. Причем делает это абсолютно бескорыстно.

В музыкальном салоне «Аккорд», что на Нижней Масловке, можно найти что угодно — от струн до редкой партитуры и роскошного концертного рояля. Ну, а если нужен музыкальный совет, добро пожаловать на мастер-класс — известные музыканты, частые гости «Аккорда», с удовольствием поделятся своими профессиональными секретами.

К тому же раз в неделю здесь проводятся встречи-концерты с выдающимися исполнителями. Недавно этот легендарный салон отметил свое 45-летие. А в этом году «Аккорд» празднует еше одну круглую дату — 20 лет со дня запуска первого номера фирменного журнала, который изначально задумывался бесплатным. В 90-е годы, когда слова «бизнес» и «прибыль» вошли и в культуру, этот проект казался чем-то из ряда вон выходящим.

«МОЙ ПРИНЦИП — ПРОСВЕЩАТЬ БЕСПЛАТНО»
— В тяжелые «переходные» годы выпускать «какой-то журнал», рассказывать там о музыкальных мастерах, о молодых музыкантах, которых никто не знает, да еще исключительно на собственные средства, — меня не понимали даже коллеги, — вспоминает глава «Аккорда» Сергей Сперанский. — Тогда мы были первой коммерческой компанией, которая создала просветительский проект с фирменным журналом, в котором не только рассказывалось о собственной деятельности, но освещались события культуры, привлекались к разговору о ней видные деятели, специалисты музыкальной индустрии. И сегодня, уже завоевав немало приверженцев, наш журнал остается для читателей бесплатным. Все удивляются: надо хотя бы вернуть что вложено. Но это мой принцип — просвещать бесплатно. И сколько мы работаем, всегда занимаемся такими совсем не коммерческими проектами.

«КУЛЬТУРНЫЙ ГОЛОД — ЭТО БОЛЬШАЯ БЕДА»
Сергей Леонидович, благотворительность сейчас в моде. Но в основном это материальная помощь больным детям и сиротам…

И нас это волнует. Но ведь человек нуждается не только в еде, крове и лекарствах — есть еще духовные нужды, потребность творчества, без которых человек не совсем человек. К сожалению, сейчас для большинства возможности их удовлетворить становятся все примитивнее, а то и вовсе недоступны. Это беда, что наша молодежь не знает Чайковского и Бетховена, зато вдоволь слушает низкопробной попсы!

Во многих зарубежных странах русскую музыку знают и любят, в то же время бережно сохраняя собственное национальное искусство, что отличает один народ от другого. А у нас уже не одно поколение не имеет представления о музыке своего народа, его исконных инструментах. А ведь это богатейшая сокровищница и такая же история страны, как войны, революции или научные открытия… Вот мы и создали просветительские программы под девизом «Инструменты оживают в руках музыкантов»: «Народные инструменты России», «Джаз-Аккорд», «Мир гитары», «Классика», «Музыкальный мастер и музыкант»… И они пользуются большим успехом не только у старших поколений, которые из-за материальных трудностей испытывают культурный голод — а это, считаю, большая беда, — но и молодые люди зачастую открывают для себя то, о чем раньше, к сожалению, представления не имели.

«ФАМИЛИЯ ОБЯЗЫВАЕТ»
Концерты и просветительская деятельность «Аккорда» — всегда высочайший уровень и воспитание правильного вкуса как у слушателей, так и у исполнителей. И неудивительно, ведь за плечами предпринимателя Сперанского собственный успешный, но непростой путь музыканта-исполнителя.

А начинал Сережа Сперанский мастером по ремонту музыкальных инструментов. И сейчас Сергей Леонидович бережно хранит газетную вырезку о настырном ученике, который собственным умом доходил до секретов идеального звучания, а попутно и сам овладевал игрой на саксофоне и ударных. И перед призывом в армию уже выступал в малых профессиональных ансамблях. Потому и в армии талантливого парнишку вскоре перевели в Отдельный показательный оркестр Министерства обороны. Несмотря на специфику, это была самая настоящая армейская служба со строжайшей казарменной дисциплиной, учебой, дежурствами и нарядами. Блестящие концерты и парады на Красной площади перемежались бесконечными репетициями и изнурительными маршировками на плацу. Но за все это — бесценный профессиональный и житейский опыт и гордое чувство ответственности и сопричастности к важнейшим событиям в жизни страны.

Впрочем, ростки всего этого заложены еще в семье. Ведь у Сергея Леонидовича есть основания считать себя одним из потомков славного рода, самым знаменитым представителем которого был реформатор Михаил Михайлович Сперанский, выходец из семьи священнослужителей, пожалованный графским титулом за особые заслуги перед Отечеством. Однако сам Сергей Леонидович «в графья» не рвется, доказательств знатного родства не ищет. Но считает, что в любом случае сама фамилия обязывает, тем более что и близкие предки служили Родине не менее честно и преданно. Дед Петр Алексеевич Сперанский, известный драматический актер, одновременно импресарио, антрепренер, отвоевал три войны…

Воевали и отец — замполит полка, и мама, медсестрой прошедшая страшные фронты Великой Отечественной… Их сын Сергей появился на свет летом победного 45-го, как сам шутит: «точнехонько к Параду Победы, войны, к счастью, не застав». Сегодня Сергей Леонидович считает своей обязанностью хранить и передавать неотъемлемые качества истинной русской аристократии и интеллигенции: высокую культуру, уважение и вежливость к любому человеку, бескорыстное служение Отечеству, личное участие в защите страны от внешних врагов и ответственность за все, что в ней происходит. Но главную свою задачу Сперанский видит в том, чтобы самое высокое искусство было доступным для всех: заманить, заинтересовать, сделать все, чтобы на просветительские концерты «Аккорда» вновь и вновь захотели приходить самые разные (по возрасту, социальному положению и доходам) люди, чтобы все вокруг жить не могли без самой лучшей музыки.

— Чтобы поддержать отечественную исполнительскую школу, мы сотрудничаем с музыкальными просветительскими фондами, — рассказывает Сергей Леонидович. — Поддерживаем Международный юношеский конкурс пианистов имени Шопена, Международный фестиваль «Баян и баянисты» имени Ф. Липса, многие программы музея им. Глинки, Музей гармоники, Ассоциацию музыкальных мастеров…. Многие годы помогали отечественному производству музыкальных инструментов. К сожалению, с отходом от дел энтузиаста Альфреда Карловича Гинзбурга оно прекратило существование, теперь только отдельные мастера поддерживают славу золотых рук музыкальной России, и мы их тоже не забываем. Выпускаем книги, ноты, диски с классической, народной, джазовой музыкой… Особое внимание — пожилым мастерам и талантливой молодежи. А в наших концертах-встречах участвовали величайшие российские и мировые композиторы и мастера-исполнители.

«В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СМЫСЛ. И УДОВОЛЬСТВИЕ»
Сергей Леонидович, вы ведь долгое время входили в состав Росконцерта и сами срывали оглушительные аплодисменты… Жизнь музыканта — это не только успех и всеобщее внимание. Это еще и усыпляющее блаженство, ощущение своей значимости. А они могут стать губительными, если постоянно не повышать мастерство и творческие устремления. Возможно ли это при тридцати концертах в месяц, когда жизнь на колесах, а дом — гостиница? И когда возникла потребность разумной переоценки, я выступать прекратил, потому что понял: хороших музыкантов немало, но Мстислав Ростропович или Леонид Ко- ган — дело штучное… Однако и жизнь без музыки я не представляю.

И творческие устремления не иссякли. Потому и будучи президентом «Аккорда», я выбираю жизнь напряженную, совестливую, со стремлением к все более высоким идеалам. К тому же в любом деле должен быть смысл. И удовольствие. А для человека творческого торговля — занятие не слишком захватывающее. И радость от удовлетворения материальных потребностей недолгая, всегда возникает вопрос: а дальше что? Надо, чтобы еще внутри у тебя что-то было.

Без запаса духовных сил человек неинтересен, будь он без денег или с деньгами. Ну чем такой человек себя оценит, миллионами? Их всегда у кого-то будет больше. Отсюда зависть, жестокость, безразличие — все это путь в никуда. А для нас каждый концерт, каждый номер журнала — будто рождение ребенка. Огромное удовлетворение и мне, и всем, кто рядом. Это настоящее творчество, которое затяги- вает, не оставляя никаких шансов от него отказаться — это означало бы отказаться от самого себя!

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
Сергей Леонидович не чужд и прямой материальной благотворительности, которую из-за скромности не афиширует. Если о его вкладе в строительство храма Христа Спасителя рассказывает документ на стене кабинета, то о том, что он на собственные деньги купил музыкальные инструменты нуждающейся русской общине в Аргентине, даже в ближнем круге узнали лишь из рассказа гастролеров, передавших их соотечественникам.

Но в концертах без афиш не обойтись. За плечами «Аккорда» масса замечательных просветительских циклов в самых лучших и больших залах столицы: им. Чайковского, консерватории, академии имени Гнесиных, Музея музыкальной культуры им. Глинки… Однако с некоторых пор новое руководство больших музыкальных площадок все же решило продавать билеты даже на просветительские молодежные концерты. Но прибыли не получилось, и щедрые затраты Сперанского обессмыслились. Поэтому в ближайшее время придется ограничиваться собственным маленьким камерным залом. Ведь здесь, как и все эти сорок с лишним лет, будут рады видеть всех, кто истосковался по правильной и живой музыке. Так что, вопреки известной пословице, и один в поле воин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS