Мир

По ту сторону фьорда в Норвегии

Ущелья и фьорды, растягивающие минутный путь на целый день. Километровой глубины озера и заливы. Горы и плато, где снег идет даже летом, и повсюду дороги, мосты, туннели, паромные переправы, мелкими кропотливыми стежками стягивающие это буйное пространство. Так Норвегии удалось покорить красивейший ландшафт на планете.

МАРШРУТ «СТРАНА ФЬОРДОВ»

Оптимален для первого знакомства Лучшие фьорды, живописные дороги, два самых интересных города страны и толика пеших походов для моциона.

Протяженность: около 1500 км

Рекомендуемая продолжительность: семь дней

Старт из Осло (1), откуда едем в Одду (2) по 7-му шоссе, по дороге фотографируя радуги водопада Верингфоссен В окрестностях Одды осматриваем Долину водопадов и выбираем отель с видом на Хардангер-фьорд На следующий день 10-часовой пеший марш-бросок к Языку тролля (опционально, но смень рекомендовано) Знакомимся с системой паромов и туннелей на пути в Берген (3), красивейший город страны После чего отправляемся во Флом (4), по дороге восхитившись панорамой долины Нерой (местечко Stalheimskleiva) Во Фломе катаемся по фьордам и панорамным площадкам, заглядываем внутрь самого длинного в мире туннеля После чего садимся на паром в Гудвангене (5) и едем на нем до Каупангера (6) Эта паромная переправа очень красива Сворачиваем на 55-ю трассу, отрезок которой от Гаупне до Лома по праву считается одной из самых живописных дорог Норвегии Медленно и зачарованно спускаемся по серпантину Орлиной дороги к Гейрангер-фьорду (7), где берем моторку и рыбачим прямо во фьорде на зависть пассажирам проплывающих мимо круизных гигантов Совершаем слалом-спуск по Лестнице троллей, любуемся Стеной троллей и делаем остановку в Лиллехаммере (8), где забираемся на олимпийский лыжный трамплин, чтобы насладиться потрясающим видом.

ДОРОГА

Автомобильные дороги Норвегии — наглядное доказательство твердости норвежского духа, а также нечеловеческого усердия. Они покрывают всю пересеченную поверхность страны. Карабкаются по уступам, перепрыгивают водопады и реки, соединяют острова, туннелями вгрызаются в подножья скал и винтом проходят их насквозь, за несколько минут поднимая путника на сотни метров. Неудивительно, что норвежцы записывают свои дороги в туристические достопримечательности, дают им романтичные названия и педантично расставляют на всем пути следования смотровые площадки, спроектированные под руководством передовых дизайнеров и архитекторов. В итоге дороги становятся самодостаточными арт-объектами, превращая простую поездку в интерактивное шоу на любой вкус и уровень восприятия.

Хотите чудес на виражах? Поезжайте к Лестнице троллей. Так называют построенный в 1936 году отрезок 63-го шоссе, «спустивший» дорогу с 852-метровой вершины фьорда на дно долины. Настоящий дорожный аттракцион: шесть самых захватывающих километров в жизни автолюбителя, одиннадцать пиру-этных поворотов на краю пропасти под брызгами водопада и под любопытными взглядами еле видимых в высоте туристов, сгрудившихся на панорамном балконе.

По ту сторону фьорда в Норвегии

Хотите далей, просторов и зимнего спорта летом? Запомните слово «Согнефьелле». Это высокогорная часть 55-го шоссе: асфальтовая лента протянута по самому коньку фьордовой крыши, на высоте почти полутора тысяч метров, в царстве ледников и вечнобелых снегов — настоящая отрада для любителей лыжного спорта, которые слетаются сюда в летний сезон. В конце мая, когда Согнефьелле впервые после зимы открывают для движения, дорога выглядит как прорубленный во льдах коридор со стенами в несколько метров высотой.

Летом плато пестреет всеми оттенками зеленого и голубого. Поблескивают подтаявшие на солнце леденцовые шапки гор. Ледники плачут ручьями и речками. Зубы ноют от вкуса ледяной воды, а щеки горят: одна от солнечных ожогов, другая — от свежести ветра, прилетающего со снежных вершин.

ВОДА

Стоит скатиться вниз — и ветер стихает, оставшись далеко наверху. Скалистые стены фьорда, разрезанные маслянистым зеркалом залива, расходятся вглубь и ввысь на сотни метров, искажая привычную перспективу, как линза широкоугольного объектива.

Холодная, влажная скала при приближении скрывает небо и солнце. Талая вода сочится через каменные поры тайными путями, сквозь владения пещерного короля — в обитель подводных жителей. Здесь, на кромке между надводным и подводным царствами, как на любой границе, — особенный, настороженный мир. Плотная тишина, нарушаемая лишь падающими каплями и ровным гулом парома.

В трюме парома прижаты друг к другу автомобили, грузовики и прочие колесные средства. На верхней палубе водители и пассажиры фотографируются, пьют кофе и вживаются в роль «круиз-ников». В Норвегии с ее неспокойным рельефом нужно привыкнуть к тому, что дорога — нелинейное понятие. Она может в любой момент прерваться и превратиться в пунктир паромной переправы. Автомобильные и пассажирские паромы как неотъемлемая часть дорожной системы и норвежского пейзажа — интересная и бюджетная альтернатива туристическим круизам. Вы получаете такие же виды, что и пассажиры лайнеров, но по цене общественного транспорта.

По ту сторону фьорда в Норвегии

Паромы на популярных направлениях ходят с периодичностью 1 -2 раза в час. Заранее бронировать билеты не обязательно. Примерно за час до отправления контролер проходит через очередь автомобилей и продает билеты на месте (часто можно оплатить банковской картой). В июле-августе, в высокий сезон, на популярных переправах могут быть очереди. Поэтому при прокладке маршрута лучше накинуть пару часов на непредвиденные задержки. Впрочем, если вы торопитесь, то всегда можете срезать путь, воспользовавшись «тропами троллей», то есть туннелями. В последние годы правительство Норвегии вкладывает значительные средства, чтобы заменить или продублировать паромные переправы подземными дорогами и мостами. Учитывая непростые природные условия, каждый такой проект автоматически ставит мировой рекорд, который через несколько лет сами же норвежцы снова побивают. В 2000 году были закончены работы по строительству самого длинного в мире туннеля, связавшего города Лаэрдаль и Орланд.

24.5 км! 15 мест для разворота, три просторные пещеры — зоны отдыха, разноцветная подсветка стен, потолка и дороги, небольшой завод по вентиляции и очистке воздуха, поддержка мобильной и радиосвязи и пр. Следующий туннель-рекордсмен будет длиной 25.5 км. И это не предел.

ЗЕМЛЯ

На макроуровне Норвегия — это высокотехнологичное строительство и промышленность, направленные на развитие регионов и страны в целом. На человеческом уровне — это религиозная любовь к природе и диктат максимальной естественности в жизни, быту и привычках.

Поэтому не стоит удивляться, что к одной из популярных достопримечательностей Западной Норвегии, скале Язык тролля, нужно подниматься 960 метров по подобию пожарной лестницы под углом в 42 градуса, перебирая ногами не по ступенькам, а по шпалам неработающего фуникулера начала XX века. В любой другой стране фуникулер бы отреставрировали, навесили кучу рекламы, поставили рестораны, сувенирные лавки и продавали билеты подороже. Но не в Норвегии, где к пешим походам относятся со святым рвением и обожанием.

Норвежцам прививают любовь к длительным прогулкам с детства. В любую погоду, в гору или под гору, с минимальным уровнем комфорта. Жители Норвегии верят, что только так можно слиться с природой и поговорить с ней по душам. И настойчиво пытаются обратить в свою веру гостей, отказывая им в каких-либо поблажках. Максимум — пометка мелким шрифтом в путеводителе: уровень сложности «для продвинутых».

Впрочем, приезжие ворчуны смолкают под воздействием гипнотического очарования местных пейзажей. Сила гипноза такова, что обычный нетренированный человек запросто преодолевает 10-часовой поход по долинам и взгорьям. На вершине диких фьордов, куда не проложены автомобильные дороги, оказываешься в первозданном мире. Древний ледник, создавший очертания наших материков, подаривший нам Норвегию, как будто совсем недавно прошел здесь. Каменные плиты только-только остановили движение, водопады секунду назад обрушились в такие свежие разломы и ущелья. Воздух свеж, вода чиста, природа не тронута тысячелетиями цивилизации.

По ту сторону фьорда в Норвегии

Сверху голубое, обжигающе-сол-нечное небо — мир норвежских богов Асгард. Снизу, в глубине скалистой чаши далекий Мидгард, человеческий мир, где невидимые отсюда люди плавают на крохотных посудинах, прочерчивая пенные дорожки. Между этими мирами застыли окаменевшие фьорды-тролли, когда-то застигнутые врасплох лучами солнца. Так, во всяком случае, утверждают местные были и небылицы. Тролль, к которому мы идем в гости, видимо, был большой весельчак.

Так и застыл с высунутым длинным языком, подойти к краю которого решается редкий смельчак. Большинство предпочитают лечь и подползти к обрыву, чтобы глухо охнуть в уходящую пустоту, падающую в синеву озера, что блестит 800-ми метрами ниже. Сглотнув слюну, делаешь положенные фотографии «Я на фоне» и отходишь в сторону. Колени еще дрожат, но весь остальной организм совершенно счастлив. Потому что обрел то, зачем ехал, плыл и шел столько времени. Идеальную соразмерность миру, в котором слова Природа и Свобода обретают изначальную значимость и пишутся с большой буквы, а слово «я», поделенное на масштаб окружающих красот, — с маленькой. И все становится на свои места.

ЕДА В НОРВЕГИИ

Норвежские рестораны и кафе недешевы. Для примера: ужин на двоих (с вином) в ресторане средней ценовой категории стоит около 6 500 руб, в кафе — 3 500 руб. Норвегия продает самые дорогие биг маки в мире — примерно 280 руб. за штуку.

Зная об этом недостатке, норвежцы создали все условия для гастрономического самообслуживания. По всей стране, вдоль дорог, в самых красивых уголках, на берегах озер и рек, в городах и деревнях организованы специальные места для пикника на природе. Помимо этого в супермаркетах и на заправках продается удобная вещь— одноразовый гриль. Простой и быстрый способ пожарить купленную или пойманную рыбу за несколько минут. Среди супермаркетов самые низкие цены предлагают Rema 1000, Kiwi и Rimi.

Комментарии

Самое популярное

Наверх