История Скагеррака

Со Скагерраком связаны память о кораблекрушениях, морских битвах и полузасекреченных захоронениях боевых отравляющих веществ из лабораторий Третьего рейха.

КЛАДБИЩЕ ВОЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЙ
Скагеррак — пролив несомненной стратегической важности, открывающий (или, если кому-то потребуется, закрывающий) выход в Мировой океан всех балтийских стран. Вовремя Первой мировой войны 31 мая — 1 июня 1916 г. в проливе Скагеррак произошло одно из крупнейших морских сражений — Ютландская битва между германским и британским флотом.

Причиной битвы стала попытка германского флота открытого моря прорвать британскую блокаду выхода из Северного моря. В результате «Гранд флит» (КВМФ Великобритании) понес большие потери, но прорвать блокаду немцы так и не смогли. А во время Второй мировой войны стремление Германии установить контроль над Скагерраком стало поводом для вторжения в Данию и Норвегию 9 апреля 1940 г. Дания, кстати, никакого сопротивления не оказала, а норвежский флот и береговая охрана пытались защищаться, но силы были неравные, и к вечеру северное побережье оказалось в руках агрессора.

В войну по обоим берегам пролива и на островах было множество минно-артиллерийских установок. После капитуляции Германии победители обнаружили огромное количество отравляющих веществ в контейнерах, бомбах и снарядах, которые нужно было срочно утилизировать. Нейтрализовывать их тогда еще не умели и просто отправили на дно морское, не задумываясь о последствиях.

Так, на дне Норвежской траншеи Скагеррака союзники затопили несколько грузовых судов (по одной из версий, 36) с ядовитыми веществами, еще два крупных захоронения лежат на дне Каттегата. А где избавлялось от страшного груза советское командование, точно неизвестно: контейнеры сбрасывали с кормы по ходу движения…

КЛИМАТ
Умеренный морской.

Среднегодовая температура воды: +10*С.

Средняя температура января: О’С.

Средняя температура июля: +15?С.

Среднегодовое количество осадков: 600-800 мм.

ЭКОНОМИКА
Промышленность: портовая индустрия, тяжелое машиностроение (в т. ч. судостроение), металлургия, нефтепереработка, пищевая (рыбоконсервная).

Рыболовство (промысел сельди, скумбрии, камбалы).

Сфера услуг: транспортные (морские перевозки, в т. ч. транзит нефти, паромное сообщение), торговля, туризм.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Природные:

Песчаные дюны и морские виды на оконечности мыса Скаген (любимое место для пленэра художников-маринистов школы Скагена; отсюда же лучше всего наблюдать сезонную миграцию птиц).

Живописные шхеры и фьорды скалистого норвежского берега.

Национальный заповедник в шхерах Патер-Ностер (2845 га) и национальный парк о. Костерхаветс (Швеция).

Культурно-исторические:

Береговые маяки: мыс Линнеснес — самый старый из сохранившихся в стране маяков (1655 г.) на крайней южной точке континентальной Норвегии, с музеем маяков и навигации; 32-м маяк Патер-Но-стер на скале Хамншер (1868 г.); два маяка по обеим сторонам Осло-фьорда и др. Другое: на мысе Скаген традиционно устраивают фольклорные праздники.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
По статистике песчаный пляж Гренен удлиняется в среднем на 10 м в год в северо-восточном направлении, в сторону Швеции.
В окрестностях городка Скаген с 1875 г. четверть века подряд устраивали пленэры и пикники художники скагенской школы (одна из них — дочка хозяина местной гостиницы). Их любимое место — пляж с дюнами на мысу Гренен (оконечность мыса Скаген) на краю Ютландии.
Даже если закрыть глаза на захоронения вредных отходов, с экологией у Скагеррака и Каттегата большие проблемы. В воде дефицит кислорода и переизбыток сине-зеленых водорослей (обычно это связывают со смывом нитратных удобрений с полей), часто случаются утечки нефти из танкеров. Некоторые участки акватории объявлены экологами мертвыми зонами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS