Такеши Учиямада из Toyota Motor Corporation

В начале 1945 года японские авиационные инженеры готовились начать работу над собственным истребителем. в основу должен был лечь один из немецких «мессершмиттов». Но подлодка, на которой немецкие чертежи переправляли из Германии, затонула, и разработчики остались с пустыми руками. Однако они решили воссоздать самолет не по чертежам. А по фотографиям — и им это удалось, причем за несколько месяцев. Истребитель поднялся в воздух лишь раз, прежде чем Япония приняла поражение. Но инженеры усвоили хороший урок: думай за рамками возможного и не бойся дерзать.

Эта история настолько поучительна, что Такеши Учиямада, ныне председатель совета директоров Toyota Motor Corporation, даже включил ее однажды в свое выступление перед коллегами и подчиненными. «Думай не так как все и никогда не сдавайся» — его личный девиз, не раз проверенный на деле за 45-летнюю карьеру в компании. Полет изобретательской мысли помог ему в разработке знаменитого гибридного автомобиля Toyota Prius (с 1996 года Учиямада возглавлял Центр разработки автомобилей, который занимался этим проектом). А стремление никогда не сдаваться помогло справиться со всеми тяготами последних лет, которые навалились на компанию, — мировым экономическим кризисом, землетрясением в Японии, массовыми отзывами продукции.

Такеши Учиямада, которому в этом году исполняется 68 лет, родился в небольшом городе Оказаки, неподалеку от штаб-квартиры Toyota Motor Corporation. Он с детства мечтал делать автомобили — во многом по примеру отца, который был легендарным изобретателем, создавшим седан Toyota Crown. Такеши поступил на службу в Toyota Motor в 1969 году и работал инженером, участвуя в испытаниях автомобилей. Его звездный час наступил в 1994 году, когда Учиямаду выбрали главным инженером в абсолютно новом проекте, где требовался свежий взгляд и дерзкое мышление. «Создай машину XXI века», — поставили ему задачу. Такеши взялся за работу и через несколько месяцев представил руководству проект автомобиля, который был на 50 % экономичнее, чем любая модель конкурентов в том же классе. Ответ был суровым: «Сделай в два раза лучше!»

Для того чтобы выполнить это требование, нужно было полностью пересмотреть весь проект. Такеши Учиямада собрал команду лучших дизайнеров и инженеров — более тысячи человек! — и предложил сосредоточиться на технологиях гибридного двигателя. Чтобы успеть к сроку, специалисты разбились на команды и работали над решением задач параллельно, альтернативными способами. Путь к успеху был тернистым: автомобили как назло отказывались ехать без остановок, глохли в слишком хо- лодную погоду и перегревались в жаркую. Однако регулярные мозговые штурмы и целеустремленность главного инженера все же обернулись победой. Проект по разработке Toyota Prius был завершен в рекордные 18 месяцев. Сегодня это самый продаваемый в мире гибридный автомобиль, а Такеши Учиямаду с тех пор за глаза называют не иначе как «Мистер Приус».

Неудивительно, что после такой блестящей работы инженер продолжил стремительный карьерный рост. Став в 2005 году исполнительным вице-президентом компании, Учиямада настоял на повышении контроля качества на производстве, а также на принятии общего курса на инновации.

В июне 2013 года он был назначен председателем совета директоров Toyota Motor. Остроты мысли влиятельный топ-менеджер не терял ни на секунду: во многом именно благодаря Такеши Учияма-де бренд Toyota сегодня ассоциируется с высокими технологиями и смелым дизайном.

TRIAL NEWS