Перспективы развития технических средств обучения управлению, взаимодействию и связи

В настоящее время для достижения высоких результатов при выполнении задач, поставленных перед подразделениями тактического звена управления, приобретает огромное значение эффективность управления личным составом, оружием и подразделениями в целом. Поэтому при ведении боевой подготовки на первый план выходит подготовка органов управления, должностных лиц пунктов управления, командиров и личного состава боевых подразделений к ведению информационного обмена.

В настоящее время для достижения высоких результатов при выполнении задач, поставленных перед подразделениями тактического звена управления, приобретает огромное значение эффективность управления личным составом, оружием и подразделениями в целом. Поэтому при ведении боевой подготовки на первый план выходит подготовка органов управления, должностных лиц пунктов управления, командиров и личного состава боевых подразделений к ведению информационного обмена.

Насыщенность средствами связи в управлении велика как никогда прежде. В соответствии с существующими нормами обеспечения средства связи практически во всех подразделениях доводятся до военнослужащего, действующего в пешем порядке. Все подвижные объекты также оснащены средствами связи и, как правило, средствами автоматизации. Поэтому подготовка к ведению информационного обмена должна охватывать военнослужащих не только связных военно-учетных специальностей (ВУС).

С этой целью ОАО «Рязанский Радиозавод» в инициативном порядке проводит работы по созданию комплекса учебно-тренировочных средств (КУТС), который позволил бы проводить обучение военнослужащих на всех этапах боевой подготовки. Данный комплекс включает в себя учебно-тренажерные средства (УТС) предназначенные для одиночной подготовки военнослужащих, подготовки в составе экипажа, отработки коллективных действий (слаженности) подразделений связи и мотострелковых подразделений, а так же подготовки на стационарной учебно-материальной базе и при проведении занятий в полевых условиях.

Таким образом, базовый КУТС должен обеспечивать проведение занятий в соответствии с действующими и перспективными «Программами боевой подготовки» на всех этапах обучения от одиночной подготовки военнослужащих с ВУС связи и подготовки в составе экипажей до слаживания подразделений связи и подготовки к выполнению задач по предназначению.

При этом при отработке коллективных действий (слаженности) базовый КУТС обеспечивает согласованное использование классного и полевого компонентов учебно-материальной базы.

Что касается обучения работе с автоматическими средствами управления, поставленными на снабжение Сухопутных Войск ВС РФ, то в настоящее время ОАО «Рязанский Радиозавод» проводит работы по динамическому сопряжению КУТС с СПО ЕСУ ТЗ «Со-звездие-2М», что позволит моделировать в реальном времени все каналы информационного обмена: визуальные, речевые и обмена данными. После проведения этих работ базовый КУТС будет обеспечивать подготовку военнослужащих, достаточную для успешных действий в боевой обстановке общевойсковых подразделений до батальона включительно. Для этого в базовый КУТС заложена возможность имитировать условия, приближенные к реальным: район выполнения задач, уровень воздействия РЭП, огневое воздействие противника при проведении занятий на этапах подготовки подразделения. Наравне с этим предусматривается возможность создания и реализации сценария занятий, проводимых игровыми методами.

Перспективы развития технических средств обучения управлению, взаимодействию и связиОценка количественных и качественных показателей уровня подготовки военнослужащих при выполнении нормативов, учебных задач и задач по предназначению, а также комплексных показателей подразделения производится автоматически.

Б целом комплекс технических средств обучения управлению, взаимодействию и связи (КТСО УВС) состоит из учебных классов, укомплектованных комплексами учебно-тренировочных средств и предназначенных для индивидуальной подготовки обучаемых к эксплуатации образцов средств связи, групповой подготовки к действиям в составе экипажа (отделения) и комплексной подготовки к действиям в составе подразделения.

Еще одним элементом являются программно-аппаратные тренажеры (ПАТ), предназначенные для тренировки экипажей КШМ, в том числе с привлечением должностных лиц органов управления к выполнению задач по штатному предназначению в условиях, приближенных к реальным. Одновременно производится оценка уровня подготовленности обучаемых к выполнению функциональных обязанностей в части ведения информационного обмена в интересах управления и взаимодействия.

КТСО УВС также включает в себя комплект тренажерных средств связи для оснащения тренажеров БТВТ, используемый для подготовки экипа-жей БТР, БМП и т.д. к эксплуатации штатных средств связи, аппаратуры внутренней связи и коммутации (АВСКУ) и обеспечения информационного взаимодействия между тренажерами объектов БТВТ.

Совместная работа виртуальных средств связи из состава КУТС, программно-аппаратных тренажеров с реальными радиосредствами при проведении учебных занятий, обеспечивается с помощью комплекса средств единой сети информационного обмена.

На начальном этапе подготовка военнослужащих осуществляется с помощью программных учебно-тренировочных средств. К ним относятся электронные учебники, обучающие программы и средства контроля уровня теоретической подготовки военнослужащего. На втором этапе обучение включает работу с процедурными тренажерами. В их число входят:

программные тренажеры средств связи;
библиотека практических заданий (с возможностью корректировки и наращивания в местах эксплуатации);
средства контроля количественных и качественных показателей уровня практической подготовки военнослужащего.
Комплексные тренажеры командно-штабных машин и аппаратных связи также состоят из нескольких ключевых элементов. В первую очередь, это программные тренажеры, разработанные с применением 3D-моделей, и обеспечивающие визуализацию внутреннего объема и внешнего облика изучаемого объекта, позволяющие реализовать подход имитационно-ролевого моделирования. Помимо этого в состав комплекса входит библиотека практических заданий (с возможностью корректировки и наращивания в местах эксплуатации), а также средства контроля количественных и качественных показателей уровня практической подготовки каждого члена экипажа в отдельности и экипажа в целом.

Перспективы развития технических средств обучения управлению, взаимодействию и связиИнформационный обмен в КУТС осуществляется за счет взаимодействия программных модулей моделирования системы связи, системы автоматизации и программно-технического модуля взаимодействия реальных и виртуальных сетей связи.

Отдельного рассмотрения заслуживает модуль визуализации района выполнения задач и действий обучаемых. В его состав входят:

программный модуль трехмерной модели района выполнения задач;
программный модуль визуализации функционирования комплексных программных тренажеров, программно-аппаратных тренажеров, аппаратных тренажеров;
программный модуль управления обстановкой;
программно-технический модуль сбора и обработки данных о состоянии реальных объектов;
модуль передачи данных о состоянии реальных объектов.
Использование данного комплекса как основы для создания учебноматериальной базы воинских частей и подразделений позволяет повысить эффективность использования времени, отводимого на боевую подготовку. Возрастают возможности в части комплексного обучения личного состава подразделений к согласованным действиям при выполнении боевых задач. Кроме того, снижаются затраты на проведение данной подготовки, за счет значительной экономии ресурса боевой техники и средств связи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS