Моторное масло… из газа

Со времен изобретения двигателя внутреннего сгорания в конце XIX века топливо и масло производили исключительно из нефти. Но не так давно появилась новая, многообещающая технология. Способна ли она в полной мере стать альтернативой традиционной схеме?

По прогнозам аналитиков к 2050 году мировой спрос на нефть увеличится в два раза по сравнению с сегодняшним, поэтому для его удовлетворения всем крупным игрокам нефтегазового рынка необходимо разрабатывать альтернативные виды топлива и масел.

Одним из самых перспективных направлений является переработка добываемого природного газа в жидкие углеводороды (метод газожидкостной конверсии), из которых впоследствии можно получать смесь для создания базовых масел и дизельного топлива. Этот процесс был открыт немецкими учеными Францем Фишером и Гансом Тропшом еще в 1930 году, но только в 1993-м он нашел коммерческое применение на заводе концерна «Шелл» в Малайзии.

Сегодня уже запущено гигантское производство стоимостью около $20 млрд в Катаре на заводе Pearl GTL мощностью 30 000 баррелей базовых масел в сутки. Свою технологию голландские ученые назвали GTL (от англ. Gas-To-Liquid — «из газа в жидкость»). Как все это работает, мы узнали в исследовательском центре Shell в Амстердаме.

РЕВОЛЮЦИЯ?
Нидерланды, Амстердам, технологический центр «Шелл»: в восьмидесятых годах прошлого века все начиналось именно здесь. Безусловно, причинами к признанию новой технологии получения топлива и масла из природного газа стало много факторов, но один из самых главных — нефтяной кризис семидесятых на Ближнем Востоке, вызванный резким скачком цен на нефть. И сегодня, после 40 с лишним лет сложнейших исследований и разработок, можно смело говорить о прорыве в производстве смазочных материалов.

Расположенный в Амстердаме один из ведущих технологических центров компании начал свою работу еще в 1938 году. Он поделен на зоны, а основной коридор, соединяющий здания, оформлен макета ми и стендами исторических событий и достижений компании. В белой кафельной тишине химических лабораторий жизнь течет неспешно: стерильная чистота, строгое соблюдение техники безопасности, расслабляющая обстановка. Однако ощущения сразу меняются, стоит только спросить инженера-иссле-дователя о перспективных разработках.

Да, ученые здесь действительно в хорошем смысле слова могут заразить своим повествованием и настроением. «Сегодня мы можем сделать синтетическое масло для вашего автомобиля полностью прозрачным». Инженер-исследователь «Шелл» демонстрирует бутылочку с вязким маслом, на вид ничем не отличающимся от обыкновенной воды. «Вы удивитесь, но наш легкий парафин, получаемый при GTL-процессе, используется даже при производстве косметических препаратов», — говорит молодой ученый с улыбкой, держав руке крем для лица одной из популярных марок. Но обо всем по порядку.

Процесс газожидкостной конверсии состоит из четырех основных частей. На последнем этапе полученная твердая смесь в результате синтеза жидких углеводородов и гидрокрекинга на вид напоминает воскообразный парафин белого цвета без запаха. Это и есть основа для создания базовых масел и дизельного топлива.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Технология Shell PurePlus позволяет синтезировать из природного газа чистое базовое масло, не содержащее таких примесей, как у масел, получаемых из нефти. Как следствие, масло Shell Helix Ultra способствует меньшему износу деталей двигателя и экономии топлива до 3%.

Ерунда, подумаете вы, и стоило вкладывать миллиарды долларов в разработку нового масла? Однако прогресс в масляных и топливных технологиях весьма медленный, и ученые Shell вправе гордиться таким достижением. Ведь помимо экономии топлива масло Shell PurePlus имеет высокую стабильность вязкости, повышенную стойкость к окислению и отличные низкотемпературные показатели.

В амстердамском технологическом центре инженер демонстрировал двигатель Mercedes С180 в разрезе с пробегом 100 000 км на масле Shell PurePlus — чистота деталей действительно впечатляет. Подведя итог, отметим, что сегодня развитие GTL-процесса интересно по следующим основным причинам: во-первых, независимость от нефти, во-вторых, продукты GTL почти не содержат вредных примесей, а в-третьих, с помощью GTL можно утилизировать попутные газы нефтедобычи. Ну и, конечно, после посещения таких технологических центров приходит осознание ценности ограниченных энергоресурсов нашей планеты.

TRIAL NEWS