Мотобуксировщик МБГ-2

Мода на мини, уполовинившая полвека назад юбки, а в начале нового
тысячелетия — мобильные телефоны, добралась и до снегоходов.
Мини-снежики выпускают и в России, причем сразу несколько фирм, в
основном мелких. Но сегодня у нас представитель крупнейшего завода —
имени В. А. Дегтярева.

Мода на мини, уполовинившая полвека назад юбки, а в начале нового тысячелетия — мобильные телефоны, добралась и до снегоходов. Мини-снежики выпускают и в России, причем сразу несколько фирм, в основном мелких. Но сегодня у нас представитель крупнейшего завода — имени В. А. Дегтярева.

Уже почти век это оборонное предприятие известно всему миру как производитель стрелково-пушечного вооружения. Однако россияне старшего поколения помнят, что когда-то Ковровский ЗиД славился на весь Союз и своими мотоциклами — «Ковровец», «Восход»…

В новые времена ЗиД освоил новый ассортимент не только в стрелково-пушечном вооружении, но и в мототехнике. В частности, здесь конструируют и выпускают оригинальные мотовездеходы.

О снегоболотоходе «Бархан» и «мотособаке» «Фишкар» мы уже рассказывали. Познакомимся с еще одним чисто зимним средством передвижения вне дорог — снего-скутером «Вьюга». По внутризаводской классификации — мотобуксировщик МБГ-2.

Еще год назад его называли «Фишкар-Мини», но чтобы не путать с «мотособакой», снегоскуте-ру присвоили собственное имя. Основное назначение «Вьюги» -помогать рыбакам и охотникам.

Но не тем, кого забрасывают на сотню километров в тайгу, а тем, кто выезжает на выходные за город на автомобиле и потом добирается к непосредственному месту рыбалки или охоты на снежной технике.
Тут самое главное — чтобы снегоход помещался в машину и его было более-менее удобно грузить и собирать. Ковровская «Вьюга» для этих целей подходит как нельзя лучше. Разбирается на две примерно равные по объему части — ходовую тележку с рамой, рулем, лыжами и сиденьем и моторно-гусеничную часть (двигатель, бензобак, движитель). Вторая часть заметно тяжелее первой, но и ее поднять по силам одному человеку.

АСКЕТ НА ЛЫЖАХ
Никакого ключа зажигания у «Вьюги» нет. С электрическими цепями вообще все по минимуму: электроосвещение отсутствует как класс.

С одной стороны, это не очень хорошо: зимой, как известно, темнеет рано. Но, с другой, цена этого снегоскутера меньше полста тысяч рублей! Установка заводской фары наверняка подняла бы стоимость
за эту знаковую для многих отметку. Да и замок зажигания. Поэтому электроцепь двигателя включается просто — красным флажком на самом моторе. Для облегчения холодного пуска имеются подсос и так называемый праймер, которым можно подкачать бензин в карбюратор. Электростартер не предусмотрен, поэтому запускать двигатель приходится вручную — шнуром.

Но это совсем нетрудно: справится и женщина, и подросток.
Посадку удобной не назовешь, но привыкаешь быстро. Одна проблема — ноги. Точнее, куда их деть. Никаких специальных подножек я не обнаружил, поэтому просто воспользовался задней частью лыж.

Сиденье в меру мягкое. Здесь чем мягче, тем лучше: поскольку подвески у «Вьюги» нет, то сглаживать неровности грунта приходится именно сиденью. Ну и ногам, конечно. Хотя ездить на этом микроснежике стоя, мягко говоря, не совсем удобно.

Мотобуксировщик МБГ-2

Если руководствоваться поговоркой о том, что тормоза придумали трусы, можно сделать вывод, что проектировали «Вьюгу» очень смелые люди. Тормозов нет вообще! Что ж, человек хоть и считает себя царем природы, но остановить вьюгу не в силах. А ковровская чем хуже? В общем, тормозить приходится сбросом газа, в экстренных случаях — глушением двигателя. «Вьюга» оборудована так называемым размыкателем зажигания, чекой безопасности, наподобие тех, которыми оснащаются гидроциклы и некоторые (особо ретивые) снегоходы. Шнур чеки рекомендуют надеть на правую руку и дернуть его, когда нужно быстро остановиться.

Если есть
опасения, что и это не поможет, то остается вариант торможения методом спрыгивания — просто вываливаешься со снегохода, шнур размыкает чеку, и «Вьюга» рано или поздно останавливается, хотя ты уже сравнительно далеко от того объекта, куда снегоход, возможно, врежется…

Типичного для современных снегоходов курка акселератора здесь тоже нет. Вместо него — обычная мотоциклетная вращающаяся рукоятка справа. Почти как на старых «Буранах». Почему-то считается, что подобная конструкция небезопасна, поскольку, дескать, ее может «прикусить» в самый неподходящий момент. Не исключено. Но прикусить может и любой другой газ, в том числе курковый, если от него идет трос. Однако моя личная практика, а также опыт
моих знакомых, регулярно эксплуатирующих «Бураны» в условиях Крайнего Севера, свидетельствуют о том, что это крайне маловероятно. Более того, рукоятка газа безопаснее курка — хотя бы потому, что случайно повернуть рукоятку сложнее, чем нажать на курок (от чего я однажды чуть не пострадал). В общем, за весь день укрощения «Вьюги» газ ни разу не заклинил — несмотря на 25-градусный мороз.

ПО ПОЛЯМ, ПО ЛЕСАМ
С места «Вьюга» срывается не слишком шустро, но вполне уверенно. Мощность мотора не позволяет особо разогнаться, потому неровности грунта позвоночником практически не ощущаются. Впрочем, и заявленной «максималки» в 18 км/ч достаточно, чтобы притягивать к себе завистливые взгляды деревенских мальчишек и бредущих по колено в снегу рыбаков. А мне полуметровая гусеница позволяет вполне уверенно двигаться даже по глубоким сугробам.

Удивительно, но этот малыш достаточно устойчив! Даже в поворотах на высоких скоростях я не заметил склонности к опрокидыванию. Конечно, перед входом в поворот я по привычке отклонялся телом к центру и даже иногда притапливал ногой внутреннюю лыжу (чего на полноразмерном снежике никогда не сделать!).

Мотобуксировщик МБГ-2Но факт остается фактом: никакого напряга при этом не возникало и предварительного «прикатывания» не требовалось. Напомнило детство, когда ты, уже взрослеющий пацан, освоив всю имевшуюся в окрестностях двухколесную
технику, садишься на велик младшего брата, чтобы преподать ему наглядные уроки вождения.

Небольшие размеры «Вьюги» позволяют не только запихнуть ее в багажник легковушки, но и проехать там, где ни один полноформат не продерется. Мотопрогулка по приковровскому лесу это наглядно подтвердила: у микроснежика преимущества и по высоте, и по ширине.

А вот при форсировании небольшой канавки в поле я неожиданно получил удар в спину. Точнее, в самый ее низ. Ударил меня бензобак, расположенный над двигателем. Дело в том, что передняя ходовая часть скутера и задняя моторно-гусеничная соединены между собой не жестко, а шарнирно: лыжи могут отклоняться от линии гусеницы как вверх, так
и вниз — в зависимости от рельефа. Что, безусловно, хорошо для проходимости. Но об этом следует не забывать, своевременно сдвигаясь вперед за секунду до того момента, как лыжи или гусеница пойдут вверх.

Благодаря такой гибкости «Вьюга» продемонстрировала завидную проходимость в овраге. Хотя рыбак или охотник вряд ли полезут в овраг, но все равно интересно.

Для рыболовно-охотничьих трофеев сзади предусмотрено сцепное устройство. Прицепляй хоть фирменные сани-корыто (типа тех, которыми комплектуется мотособака), хоть что-нибудь самодельное. Кабанчика, в крайнем случае, можно просто волоком по снегу притащить — «Вьюга» справится! пическая с гидропневматическими амортизаторами. Конечно, их рабочего хода в 105 мм на сильно пересеченной местности хватает не всегда, но на относительно ровной поверхности никаких проблем не возникает. Задняя же подвеска со свободным ходом 190 мм и вовсе работает без каких-либо нареканий. Для уменьшения конечной общей стоимости «Варяг» довольно серьезно доработали. Теперь у машины новый багажник, упрощенная подвеска и простой ремонтопригодный бампер из обычной
стальной трубы. А также новые подножки со специальной зубчатой пластиной для четкой фиксации ноги водителя и высокий, очень удобный руль. Из финансовых соображений на снегоход установили рулевую колонку от бюджетной 250-кубовой модели Tiksy — простую и технологичную конструкцию, позволяющую монтировать на «Варяг» эргономичный и, что немаловажно, более дешевый в производстве руль. И случилось чудо! Теперь благодаря такой рокировке снегоход управляется на уровне
гораздо более дорогих импортных собратьев. Им одинаково удобно рулить (причем как сидя, так и стоя) в любых условиях: в глубоком снегу, в густом заснеженном лесу или при штурме крутых склонов.

Новую машину на журналистский суд представили на склонах Хибинского горного хребта на Кольском полуострове. Горные вершины, лавины, глубокий снег — и простые бюджетные отечественные снегоходы! Согласитесь, трудно представить себе более требовательную к технике весьма агрессивную окружающую среду. За время трехдневного пробега «Варяг 500» «пилил» напитанные влагой заснеженные склоны, мчался по лесу на раскисших предгорьях, пересекал многочисленные реки и ручьи и буксировал по каменным осыпям тяжело нагруженные нарты. И, как оказалось, машина из Рыбинска с честью вынесла все издевательства, удивив своей, казалось бы, нетипичной для отечественной техники надежностью. Более того, за все время теста ни один из снегоходов не вышел из строя!

Если же говорить о досадных и мелких поломках, то все они были связаны с тем, что у новинки не самое надежное крепление капота и ветрового стекла. В остальном никаких технических или эргономических проблем замечено
не было! Несмотря на все отмеченные несомненные преимущества, цена нового снегохода всего 199 900 руб. За вполне современную модель, построенную по классической схеме — две лыжи и одна гусеница (Wide Track шириной 500 мм). И не забывайте про отличную и развитую сеть дилеров по всей стране. Думаю, что, излечив машину от нескольких детских болячек, «Русская механика» имеет все шансы кардинальным образом изменить положение дела на отечественном снегоходном рынке. «Варяг 500» — потенциальный лидер сегмента недорогих и надежных утилитарников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS