Спорт

Самая длинная в мире горнолыжная гонка Schlag Das Ass

Schlag Das Ass

25,6 километров горнолыжных спусков с суммарным перепадом высот в 6400 метров — такова трасса самой длинной в мире горнолыжной гонки Schlag Das Ass. Корреспондент принял участие в рекордном заезде и передает с финиша свой рассказ.

НА СТАРТЕ

На часах 8:30 утра. Я стою на той же площадке на вершине горы, что и вчера, когда знакомился с местными спусками. Погода та же, место то же, но атмосфера за сутки изменилась. Вместо альпийской тиши и покоя — толпы и предстартовая нервозность.

Сегодня на гонку выйдет 470 участников из 12 стран. И я буквально чувствую, как натянуты нервы моих соперников. Вот парочка австрийцев в десятый раз проверяет инвентарь, вот какой-то француз возбужденно доказывает что-то своему тренеру, а вон немец с красным лицом жадно глотает пиво (соревнования любительские, и дышать в трубочку тут никто не заставляет). Любой, кто хоть раз выходил на старт соревнований,знает это состояние возбуждения, когда тебя буквально заливает адреналином.

Шум толпы заглушает монотонный отсчет на немецком языке. У каждого из нас на ноге — датчик для фиксации времени. Группы по 20 лыжников стартуют через каждые две минуты; у меня на груди номер 64, и это значит, я начну гонку в четвертой группе. Не так уж плохо: трассу еще не успеют сильно разбить. Впрочем, до трассы еще предстоит добежать.

Между точкой старта и началом первого спуска — отрезок примерно в 150 метров, который нужно преодолеть “коньком”, причем в гору. Еще вчера я запланировал не слишком усердствовать на этом участке, поберечь силы для остальной дистанции. Но чем ближе старт, тем крепче мое желание с первых же метров рвануть вперед, чтобы достать тех, кто уже вступил в гонку.

Эти же чувства, похоже, захватили и остальных — каждый пытается занять место на старте получше, не стесняясь толкаться с соседями. Вот какой-то парень в ярко-красном комбинезоне, бесцеремонно наступив мне на лыжу, занимает место впереди.

Я смотрю на него, смотрю на оставшуюся на лыже царапину и решаю не откладывать месть в долгий ящик. В еледующую секунду моя палка оказывается на его креплении, и когда раздается сигнал на старт, я отстегиваю лыжу хама и резво набираю скорость, пока он соображает, что произошло.

В моих коротких слаломных лыжах бежать вверх по склону гораздо проще, чем в лыжах для супергиганта или скоростного спуска, а ведь у большинства участников именно такое снаряжение.

У меня тоже есть профессиональные (или, как их еще называют, “цеховые”) лыжи для “гиганта”, но я их оставил в Москве — понадеялся найти подходящее оборудование в прокате на месте. И прогадал. Столь специфический инвентарь у простых отдыхающих популярностью не пользуется, “цеховых” лыж в прокатах мало, и все, что были, разобрали до меня более резвые участники Schlag das Ass. Так что доставшиеся мне в результате Rossignol Hero Elite ST хороши всем, кроме одного: их специализация — слалом с поворотами радиусом в 13 метров. А большая часть трассы Schlag das Ass — это супергигант с 50-метровыми дугами поворотов. Конечно, я не пытаюсь, образно говоря, играть в большой теннис ракеткой для пинг-понга, но и шансов на победу мне такой инвентарь явно не прибавляет.

РВУСЬ В БОИ

Сейчас я несусь вниз по первому участку гонки — спуску длиной 1400 метров в Гарнит-цер-Альм. Ехать как хочется не позволяют расставленные по трассе ворота, их нужно объезжать, иначе — дисквалификация. Еду достаточно чисто, и увязавшиеся за мной с самого старта двое парней никак не могут сократить отставание. Ощущение погони заставляет максимально собранно закладывать поворот за поворотом, и все же к подъемнику мы приезжаем вместе.

Так как маршрут гонки проходит последовательно по нескольким трассам курорта, кроме шести спусков на пути у нас — пять подъемников. И от того, насколько быстро ты сядешь и слезешь с них, также зависит итоговое время. Борьба за каждое кресло идет посильнее, чем в политике, но стоит лыжникам рассесться, как все расслабляются и начинают мило болтать.

В беседах выясняется, что большинство моих соперников принимают участие в Schlag das Ass уже не первый год, причем многие соревнуются командами (для них идет отдельный зачет). Впечатления от заезда у всех одинаковые — это кайф. Но как только на горизонте появляется верхняя станция подъемника, дружеская болтовня затихает. Мы заранее откидываем защитный поручень и сидим практически на самых краях сидений, чтобы спрыгнуть на снег при первой же возможности.

И вот я вновь на лыжах, но меня останавливает какой-то пузатый тип и на ломаном английском объясняет, что в этом месте — промежуточный старт, нужно дождаться, пока организатор даст тебе отмашку. Он уезжает, а я остаюсь ждать сигнала, пока через несколько секунд не понимаю: меня разыграли. С удвоенной силой пускаюсь в погоню. Уже на середине спуска я обхожу “шутника” и мчусь вперед.

Потерянное время решаю компенсировать на следующих подъемниках. Я больше не трачу секунды на вежливое прохождение турникетов — просто проезжаю под ними, откидываясь на спину и почти ложась на свои лыжи, после чего в ряду сидений занимаю место с самого края, чтобы стартовать по максимально удобной траектории.

СИЛЫ КОНЧАЮТСЯ

здесь заставляет бесконечно метаться от одного края трассы до другого), начинается самый интересный участок — трасса FIS. Гигантский слалом переходит в супергигант, и я в полной мере ощущаю все недостатки своих лыж. Участники соревнований растянулись по маршруту так, что временами мне кажется, будто я еду вообще один. Я по-настоящему получаю удовольствие от скорости, стараясь максимально технично проходить поворот за поворотом. Но в тот момент, когда мне кажется, что я уже лечу, будто птица, меня обходит дядька на “суперных” лыжах — как стоячего. “Зацепиться за него, что ли?” — мелькает у меня в голове.

До гонки у нас было два дня на подготовку, и наш инструктор (к слову, в прошлом году финишировавший в “Побей Аса” в первой десятке), полюбовавшись на мои лыжи, пообещал: меньше чем за 80 минут я гонку не пройду. Лучшие проезжают этот путь за 45-46 минут, так что прогноз ветерана меня совсем не обрадовал. Я даже решил надеть на соревнования максимально облегающую одежду — может, это позволит сократить время хотя бы до 79 минут?

Вообще-то, в горных лыжах я далеко не новичок. Моя мама — член сборной СССР и участница чемпионатов мира — привела меня в этот спорт в два года. Но гонка “Побей Аса” не похожа ни на одну классическую горнолыжную дисциплину: обычно ты все время едешь вниз, а тут встречаются и подъемы. Один такой участок поджидает нас ровно посреди дистанции. И снова я стараюсь максимально использовать на нем преимущество коротких лыж, убежать от конкурентов.

За это ускорение я дорого заплатил. Уже на следующем спуске с поэтическим названием “Шайбельбоденаб-фарт” ноги начинают “гореть”, а ведь впереди еще больше трети пути. Может, удастся отдохнуть на подъемнике? Увы, следующий подъемник — бугельный, и я еду вверх стоя, так что мышцы продолжают закисляться.

А ведь впереди самый длинный спуск во всей гонке!

СИЛЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ

Последний кусок трассы длиной более семи километров начинается со скоростного участка, а потом постепенно переходит в широченный, спокойный склон. Тут бы лететь на всех парах, но не в этот раз. Расстановка ворот заставляет почти постоянно двигаться поперек спуска, причем тут — солнечная сторона горы, так что под ногами вместо уложенного снега оказывается тяжелая и вязкая каша.

Каждый метр дистанции дается мне все тяжелее; вскоре я уже почти перестаю чувствовать ноги. Пытаюсь импровизировать с позами,перебирая все те дикие варианты, которые видел у начинающих лыжников. Когда и это не помогает, использую последний козырь: попеременно поднимаю лыжи, двигаясь то на одной, то на другой и давая тем самым ногам хотя бы минимальные передышки. Так и еду вперед на силе воли, но за восемь поворотов до финиша подходит к концу и этот ресурс. Я останавливаюсь.

Должно быть, я выгляжу жалко: согнулся в три погибели, одной рукой держусь за спину, второй разминаю ногу, которую вот-вот сведет судорогой. Несколько секунд отдыха, затем из последних сил сгибаю тело в стойку и отправляю себя в последний рывок.

Сразу за финишной линией падаю на снег и несколько минут, судорожно хватая ртом воздух, смотрю в небо. Над долиной летят облака, мерно плывут к вершинам кресла подъемников, ну а по мне растекается приятная усталость. Стряхнув с себя оцепенение, переворачиваюсь на живот и обнаруживаю, что вокруг в таких же позах лежат другие лыжники; снежное поле за финишем пополняют все новые и новые тела спортсменов, будто эта линия простреливается врагом из пулемета.

На табло вижу свое время: 52 минуты. Это всего на 6 минут больше, чем у победителя, представителя Австрии Йозефа Дурника. Мне торжественно вручают бутылку местной настойки — такая награда полагается победителям в национальных зачетах. Оказывается, я даже на коротких лыжах обогнал всех шестерых соотечественников, явившихся на старт Schlag das Ass! В общем зачете результат не столь впечатляющий (154 место), но и все же — где тот инструктор, который прочил мне позорные час двадцать? Надеюсь, в следующем году увидеть его: я приеду с другими лыжами, и тогда посмотрим, кому достанется кубок!

Комментарии

Самое популярное

Наверх