Спорт

GT Academy 2013 на трассе Сильверстоун

Трасса Сильверстоун — вотчина программы GT Academy, которая превращает виртуальных пилотов симуляторов Gran Turismo в настоящих гонщиков. В прошлом году этот путь почти до конца прошел Максим Ахтямов, а я приехал в качестве зрителя на финал нынешней российской Академии GT.

Три подготовленных для кольцевых гонок купе Nissan 370Z заезжают в старый паддок Сильверстоуна — только что закончилась финальная гонка. Первым из машины выходит Артем Вохринцев, плотный парень среднего роста. В глазах — пустота:

— Ребята, что вы аплодируете, ведь я пришел вторым. Он трижды менял траекторию на прямой! Так нельзя, я был быстрее… Он — это Станислав Аксенов. Его хлопают по плечу, поздравляют с победой, окружают люди с микрофонами и видеокамерами.

«Подобная ситуация была в прошлом году в североамериканской Академии, — делятся английские судьи и тренеры. — Там тоже был явный фаворит, но на старте он замешкался с переключением передач, точно как Артем сегодня, и выбрали не его. Он не убедил нас в своей стрессоустойчивости, а скорость — дело наживное».

Артем во время шести дней отбора и впрямь был быстрее — и выиграл квалификацию финальной гонки. Выходит, здесь выбирают самого подходящего, а не самого талантливого?

«Ты знаешь, у них автомобили с радиоуправлением — они могут дистанционно переключить программу управления двигателем на менее мощностной режим!» — от участников прошлогодней Академии я слышал, и такое. Тогда на Сильверстоун из России приехала поистине звездная команда. У многих был успешный опыт выступлений в гонках, солидный накат на картодромах. Как доказательство — победивший тогда Марк Шульжицкий провел отличный сезон в мировой серии FIA GT3. А в этом году — сплошные «виртуалы».

Разве что Вохринцев гоняет на мотоциклах, но автоспортивный опыт есть только у москвича Романа Кузина, который и доминировал в отборе, нередко опережая конкурентов более чем на секунду с круга. Наслушавшись рассказов о странностях выбора в прошлом году, Роман был уверен, что его «отбракуют» по возрасту, ведь ему уже 34. Однако успешно дошел до предпоследнего дня. Но, Рома, почему тебя не было в финале?

— Вчера на гонке я разбил Формулу Silverstone — подумал, что теперь точно домой. Но инструкторы говорили: ты молодец, атаковал на 100% и даже чуть больше, исправишься завтра в финале. На что я сказал: «Извините, не могу, у меня дома семья, ее кормить надо»… Кузин дошел до финала, но дальше в GT Academy все только начинается. Трехмесячный курс в настоящей гоночной школе — на отборе ты лишь показываешь то, что уже умеешь. При успешном раскладе, то есть хорошем выступлении в 12 национальных гонках, соискатель получает международную лицензию и стартует в гонке 24 часа Дубая. Если скорость будет достойной, можно рассчитывать на контракт с гоночной командой в одной из европейских гоночных серий.

Само собой, финалист не платит за выступления, но и зарплаты у него практически нет — компенсируют лишь накладные расходы. Поэтому Рома и взял самоотвод. За ужином прошлогодний победитель Шульжицкий делится с нынешним триумфатором Аксеновым:

— Если у тебя есть скорость, то главные проблемы во время курса молодого бойца на Сильверстоуне — ужасная еда и ужасная погода. Ну и девушки не такие, как в России. У тебя, кстати, есть девушка? Стас мотает головой.

— Это хорошо, — вздыхает Марк. У него, похоже, была. Чуть позже выясняется, что у Аксенова и машины своей нет. Иногда берет покататься отцовскую Приору, но больше любит метро — так быстрее. Зато работа связана с автомобилями: Стасу платят за то, что он ломает BMW. Его задача — во время короткой поездки «зажечь» на панели приборов тревожные символы, на которые жаловался владелец при обращении в дилерский центр. Есть, говорит, у нас неприметная дорожка в районе промзоны… И тут же рассказывает, как его коллега, пытаясь инициировать ошибку коробки передач, перестарался с разгонами-торможениями и оборвал опору «автомата».

Масло потекло на раскаленную трубу выпускной системы — машина сгорела полностью. Все смеются — даже Артем, который чуть отошел благодаря местному темному элю. Всеобщее GT-веселье закончилось ближе к утру… Для меня же главным сюрпризом стал невысокий уровень автоспортивной организации. Взять хотя бы ручной хронометраж секундомерами! На заездах по компактному кругу Stowe я сам засекал времена телефоном — разница с «инструкторскими» показаниями порой достигала двух десятых секунды!

На трассе длиной всего 1,6 км это критично. С другой стороны, между лидерами тогда было аж 0,8 с, а вся четверка едва уместилась в двух секундах. А еще эти странные советы инструкторов… Они подчас предлагают нелогичные траектории и явно не очень довольны, если я еду по-своему, хоть и на секунду с лишним быстрее. Да, в GT Academy нужно быть не только быстрым ездоком, но и тонким психологом. Но смазать впечатление от трех кругов за рулем купе Nissan GT-R по дождевому Сильверстоуну это не смогло. Какие же они быстрые: и трасса, и машина! И широкие. Чуть ли не в каждом вираже возможны несколько примерно равных по скорости траекторий, что дает возможность бороться с соперниками.

A Nissan удивил стабильностью и простотой управления даже на мокрой трассе. Классный суперкар, созданный для скоростных треков! Пока же стоит пожелать Стасу Аксенову удачи. Он может доказать, что ради мечты необязательно все детство утюжить картодромы — ее можно осуществить экстерном, за три месяца. В любом случае ему повезло бесплатно оказаться в высококлассной гоночной школе.

В России таких нет вообще! Если есть несколько сотен тысяч рублей, можно взять в аренду гоночный автомобиль, позвать профессионального пилота и попросить его провести ликбез. Но это вряд ли можно считать полноценной школой, тогда как в странах Европы и за океаном таких сотни. В той же Великобритании, чтобы получить национальную гоночную лицензию для профессиональных соревнований, вы должны сначала пройти однодневный учебный курс за 300 фунтов.

В России же достаточно заплатить 500 рублей — и карточка у вас в кармане. В следующем году у нас опять будет собственная GT Academy, ведь Россия — один из приоритетных рынков для компании Nissan. Покупая, например, Алмеру, вы делаете вклад в появление еще одного русского имени в мировом автоспорте. И приближаете кого-то к его мечте.

Комментарии

Самое популярное

Наверх