Политика

Последнее заседания Морской коллегии при Правительстве РФ

Сохранение национального морского наследия России стало одним из основных вопросов повестки дня заседания Морской коллегии при Правительстве РФ, прошедшего 20 декабря в Москве.

Председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин отметил активную работу межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, но подчеркнул, что для сохранения морской истории России предстоит сделать еще очень многое.

Генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова рассказала в своем докладе, что с 2011 по 2013 годы межведомственная комиссия провела в общей сложности 9 заседаний. На них рассматривались вопросы, связанные с формированием свода и атласа морского наследия России, созданием единого информационного пространства по морскому наследию. На протяжении последних лет члены комиссии обсуждали стратегию развития сети морских музеев Российской Федерации, проблемы сохранения подводных исторических объектов и объектов морского наследия в Арктике. Речь шла и о роли морского наследия в проектах профориентации и воспитания молодежи, о сохранении исторических судов и традиционных лодок, необходимости совершенствования законодательства в сфере их строительства и эксплуатации, обсуждали и проблемы сохранения уникальных культурных и природных ландшафтов.

Члены президиума Морской коллегии единодушно отметили, что для формирования целостной государственной политики в данном направлении необходимо объединение усилий не только властных структур, но и представителей частного бизнеса. К примеру, первый заместитель председателя Морской коллегии Сергей Шишкарев в качестве одного из вариантов сохранения базирующегося в Новороссийске крейсера «Михаил Кутузов» предложил разработать проект государственночастного партнерства.

— Уверен, что предприниматели, заинтересованные в сохранении боевого корабля, найдутся, — заявил он. В ходе заседания Морской коллегии обсуждалась судьба и других исторических судов и кораблей России. По словам Светланы Сивковой, сегодня остро стоят вопросы по музеефикации научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев», единственного уцелевшего плавмаяка «Ир-бенский», АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», аварийно-спасательного судна «Коммуна», боевого ударного ракетоносца «Лунь».

Светлана Геннадьевна упомянула и о катастрофической ситуации, сложившейся вокруг судьбы объектов парка культуры и отдыха «Северное Тушино», где гниют музейная подводная лодка «Б-396», экраноплан «Орленок» и десантный катер на воздушной подушке «Скат». Ветераны флота обратились к членам Морской коллегии с просьбой взять на контроль эту проблему. В ответ Дмитрий Рогозин выразил уверенность, что столичные власти после соответствующего обращения Морской коллегии найдут возможность сохранить мемориальный военно-морской комплекс столицы.

В ходе заседания прояснилась судьба и многострадального плавмаяка «Ирбен-ский». Министерству обороны поручено рассмотреть вопрос о передаче единственного уцелевшего плавучего маяка федеральному учреждению культуры — Музею Мирового океана, имеющему богатый опыт сохранения исторических кораблей и судов.

В сентябре 2014 года НИС «Витязь», легендарное научно-исследовательское судно, с постановки которого в центре Калининграда и началась история морского музея в самом западном регионе России, отпразднует сразу несколько юбилеев.

— 75-летие со дня постройки, 65-летие со дня поднятия вымпела Академии наук СССР. 35-летие последнего рейса и 20-летие швартовки к музейному причалу — достаточно веские поводы, чтобы отметить заслуги судна перед Отечеством,- обратила внимание членов Морской коллегии Светлана Сивкова.- Сегодня «Витязь», совершивший десятки экспедиций в самые труднодоступные уголки Мирового океана и вписавший свое имя в летопись истории мировой океанологии,- подлинная жемчужина исторического флота России. И награждение государственной наградой легендарного научно-исследовательского судна могло бы стать признанием заслуг в научно-исследовательской деятельности тысяч моряков-ве-теранов научно-исследовательского флота, в разные годы входивших в состав экипажа и научных экспедиций «Витязя».

И Председатель, и члены Морской коллегии единодушно согласились с данным предложением и поручили Министерству культуры РФ рассмотреть вопрос о возможности награждения музейных кораблей и судов государственными наградами.

По итогам заседания Морской коллегии также были приняты решения о разработке перспективной программы музеефикации наиболее важных исторических кораблей и судов; об организации государственного учета объектов морского культурного наследия (исторические маяки, гидротехнические сооружения, объекты подводного культурного наследия и др.); о создании «Виртуального морского музея России», объединяющего информацию о предметах, экспозициях и выставках 8 ведущих морских музеях; о создании рабочей группы по изучению, сохранению и популяризации объекта культурного наследия — линейного корабля «Лефорт»; о разработке проектов нормативных правовых актов, связанных с закреплением понятий «музейный корабль», «музейное судно», определением порядка и правил содержания музейных кораблей и судов, а также установлением статуса экипажей музейных кораблей и судов.

Данные меры, по мнению председателя межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ Вячеслава Попова, позволят сохранить морское наследие как важнейший элемент имиджа морской державы и наглядно продемонстрировать отношение государства к своей геополитической роли во всем мировом сообществе.

Комментарии

Самое популярное

Наверх