Жан-Поль Готье: интересная личность

«Очень мало красивых и разговорчивых, но отдельные попадаются» — так говорил Энди Уорхол. От себя могу добавить: красивых и разговорчивых много — интересных почти не бывает. Жан-Поль Готье — это тот самый редкий случай.

Мы живем в то время, когда, для того чтобы получить к своему имени приставку — гений», достаточно пару раз постоять за вертушками диджейского пульта и создать три-четыре удачных самострела в инстаграме, на худой конец — довольно просто, красиво и дорого одеваться. Поэтому любая встреча с гением настоящим, таким, о котором после смерти пишут, что он оставил след и сделал эпоху, — дело крайне редкое.

Ввиду этого факта на звонок своей начальницы с вопросом, заданным легким и бодрым голосом: «Не хочешь съездить на встречу с Готье?» — я смог ответить только бессвязным мычанием. Для тех, кто не в курсе, Жан-Поль Готье — это не забавный мем из фильма «Распутницы». Это модельер, представивший свою первую коллекцию еще в 1976 году, он до сих пор сам разрабатывает как дизайн всех линий одежды, так и вид рекламных кампаний и сценарии к показам. Его ассистентом когда-то был не менее легендарный Маржела.

Он создал массу нарядов для кино, например, бандаж из белых бинтов на героине Миллы Йовович в «Пятом элементе» — тоже его рук дело. В общем, вы поняли, он невероятный, и мне правда повезло. Когда готовишься к такого рода беседам, на самом деле бесполезно поднимать историю работы, писать вопросы и строить какие-то ожидания — все получается иначе и совсем не как ожидаешь. Так, например, «встречей» оказались целые сутки в его компании. В окружении его команды на момент открытия его же ретроспективной выставки, посвященной 40-летию в бизнесе.

Жан-Поль Готье: интересная личность

В совершенно не очевидном для этого городе — Стокгольме. Надо сразу сказать, что выставка полностью переворачивает представление о его творчестве. Все, что обычно принято понимать под стилем Готье, — это чистая провокация. Поиски мужского в женском образе, женского в мужчинах, активное выражение всех перверсий и, скажем так, не самых широко принятых в обществе вещей — все это есть, но совершенно не имеет к нему отношения. Готье многое привнес в моду 80-х и 90-х, переработав то, что он находил в кривых парижских предместьях. А на улицах, о которых мы говорим, женщин, не работающих «по древнейшему профилю», просто нет.

Жан-Поль Готье: интересная личностьСейчас все его находки смотрятся не просто современно — они местами опережают действительность. Огромный пласт его творчества включает в себя даже его первое платье, как ни странно, именно оно послужило основой каноническому коническому лифу для Мадонны. Кстати, от первых коллекций Готье почти ничего не осталось. «Я никогда не думал собирать архив, я вообще не ожидал, что это будет хоть кому-то интересно, — говорит Жан-Поль, — это сейчас каждый уверен в том, что он будет частью вечности, и собирает даже свои студенческие наброски, во времена моей молодости это было по-другому».

Самая интересная часть — это костюмы к фильмам, посмотреть эти работы где-то еще почти невозможно, а степень их детализации иногда соперничаете кутюрными нарядами, из которых собрана почти вся выставка. Ориентир на кутюр не случаен, Жан-Поль искренне сетует на то, что мода сейчас слишком завязана на продажу: «Что ты видишь на рекламных кампаниях? Это мода? Это вообще одежда? Там сейчас только туфли и сумки, даже лица моделей не всегда можно разглядеть». Он может так говорить, из выставки совершенно очевидно то, скольких дизайнеров он «вдохновил», ибо копии его работ ходили не по одному подиуму.

На вопрос, что он по этому поводу думает, Жан-Поль разводит руками и хохочет. Он вообще много и часто смеется. Разговаривая о музах за обедом, мы случайно вспоминаем Джуди Дрисколл, как оказалось, самая ценная часть ее образа для Жан-Поля — пластика рук, ибо за тем, как он ее пародировал, наблюдал весь тихий стокгольмский ресторан. Такой референс совершенно не случаен, хотя, по словам самого Готье, он открыт и интересуется всем новым, очевидно, людей, способных его вдохновить, в современности почти не осталось.

Это касается не только его творчества. Самое интересное, что можно узнать от дизайнера, — это его оценка настоящего модного момента. И я, разумеется, задаю самый волнующий меня вопрос: «А кто, если не вы?» Разумеется, все так же смеясь, Жан-Поль подмигивает и говорит, что он не устал. В голове крутится: «Какой же я идиот», но я продолжаю настаивать: «А кто вам нравится?» И вот тут интересно. Оказывается, все не так и плохо. Готье хвалит Слимана и даже его коллекцию для SL, которую в модных кругах принято ругать и люто ненавидеть. Ему очень нравится Хайдер Акерманн, он даже получил звание гения формы и объема.

Жан-Поль Готье: интересная личностьФиби Фило Жан-Поль назвал дизайнером, лучше всех понимающим минимализм, и даже старушку Жиль Сандер Готье вспомнил добрым словом, сказав, что у нее выходит лучше, чем у Рафа. О планах ничего не рассказывает, но его ближайшая помощница, она же директор по пиару, говорит, что он себя не жалеет — готовит новое турне для Милен Фармер, приходит даже на съемку лукбука третьей линии. Продолжая сетовать, она мельком показывает мне расписание. Первая встреча в 9 утра.

Учитывая, что на вечер планы более чем обширные и мы хотели выпить по бокальчику, а то и по бутылочке на коктейле в его честь, я лишний раз поражаюсь тому, как много в нем сил и энергии. Скажу честно, на следующий день я со скрипом отодрал себя от кровати в 12, в то время как он легко встал в 8. Я не знаю, откуда берутся такие люди, но точно понимаю — их мало. Готье великолепен, и мне очень хотелось бы, чтобы вы в это поверили. До Стокгольма полтора часа лета. До бутика в Петровском пассаже по московским пробкам — три. Дайте себе труд, найдите время. Ожившие манекены и последний живой кутюрье того стоят.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS