Общество

Стыдить и воспитывать чужих детей

Стыдить и воспитывать чужих детей

Стыдить и воспитывать чужих детей — дело неблагодарное, небезопасное и даже вредное… Но не всегда. Нужно уметь разобраться в ситуации и просчитать, как вмешательство может на нее повлиять. Иначе…

Ошибка 1. Самоустранение

«Терпеть не могу, когда лезут с советами по воспитанию, и сама никогда не вмешиваюсь. Семья — частная территория. и воспитанием должны заниматься только родители. Вчера ехала в трамвае. Сзади сидит мама с дочкой лет трех. Девочка поет и что есть силы стучит ногой по моему креслу. Я пересела на соседнее. Так она тоже пересела и опять стала стучать. Мама ее в это время рассказывала кому-то об успехах дочери в танцевальном кружке, как будто речь шла о театре Л а Скала. Хотелось не просто замечание сделать, а взять за капюшон и высадить на остановке.

«Но я просто встала. Потому что это должно волновать родителей — почему их ребенок так безобразно себя ведет»

Понятие частной жизни сейчас является сверхценностью — возможно, потому, что долгое время общественное доминировало нал личным. Даже учителям бывает трудно говорить с родителями о проблемах поведения ребенка — велика вероятность услышать: “Это наша семья, сами разберемся». Что уж говорить о посторонних людях — в ответ на их замечание будет выдвинуто предложение нс лезть не в свое дело. Но совсем не лезть нс получится. Окружающие люди — близкие, дальние и совершенно незнакомые — влияют на личность маленького человека едва ли не гак же сильно, как непосредственно сами родители. Отстранение, позиция невмешательства во многих случаях тоже воспитательное влияние. Ребенок, которому в ответ на его действия, создающие другим неудобства, никто и слова не скажет, усвоит, что интересы людей игнорировать вполне допустимо. Тот, кто, третируя кошку или младшего брата, гоже не получает никакой реакции со стороны взрослых, будет склонен повторять подобный ПОДХОД в дальнейшем. Полное отстранение окружающих может быть даже опасно для ребенка. Оно дезориентирует, нс позволяет создать правильную картину мира и общества.

Ошибка 2. Место и время

«Прямо надо мной, на седьмом этаже, живут два брата-акро-бата. Они действительно занимаются в цирковой студии, но претензии у меня не по этому поводу. Раньше, как только они оставались дома одни, начинали безобразничать. Пускали с балкона самолетики (большей частью на мои цветы), бегали по подьезду с криками и хохотом, клеили на машины во дворе стикеры. Все соседи это видели, но реагировали как-то странно. Вроде “некуда семилетним детям энергию девать” или “ну хорошо хоть, что не за компьютером сидят». Я решила, что надо взять дело воспитания в свои руки. Встретила их после школы и очень строго с ними поговорила. Удивительно, но это помогло. Мальчики исправились — никакой беготни и порчи имущества больше не было. Только через месяц мне позвонил их отец и говорит: «Если подойдете близко к моим сыновьям — обращусь в полицию».  — Ничего себе благодарность!»

У родителей часто бывает негативная реакция на попытки посторонних и даже относительно близких людей вмешиваться в процесс воспитания. Даже ценные и справедливые советы часто воспринимаются в штыки. Но происходит это не потому, что взрослые настолько самоуверенны или считают “мой ребенок — что хочу, то и делаю”. Негатив вызывают случаи, когда поведение того, кто чужой, слишком уж приближается к поведению того, кто свой. Не имеет значения, осознанно это происходит или нет. Представьте, что в парке на скамейке сидит молодая мама и кормит малыша из бугылочки. Мимо идет женщина с коляской и говорит: “Зря вы кормите из бутылочки, детям нужно грудное молоко. Давайте, я покормлю вашего”.

Садится, прикладывает чужого ребенка к груди и кормит. Абсурд, такого не бывает. Но ведь бывает, что ребенка, который никак не успокоится, начинают успокаивать посторонние люди, беруг на руки, гладят по голове. И бывает, что чужого ребенка постарше отводят в сторону в песочнице и проводят с ним индивидуальную беседу. Бывает, что говорят ребенку: “Нет, твоя мама не права”. Все эти случаи, какую бы благую цель они ни преследовали, вызовут негатив. Потому что такое ачияние родители xore;iи бы сохранить только за собой. Желая участвовать в воспитании, надо продумать, как и в какой момент это лучше сделать. Обязательно при родителях, обязательно спокойно и доброжелательно, и лучше, если других посторонних рядом не будет. Иначе негативной реакции не избежать.

Ошибка 3. Зачем?!

«Переехали в новый дом и познакомились с се-мейной парой. Они, кроме того что общительные люди, еще и многодетные. Поначалу мы нарадоваться не могли — это же неоценимая помощь нам, неопытным, Всегда что-то подскажут, посоветуют. Но потом их советы стали напрягать. Только увидимся — и тут же лекция, что делать при детских истериках и как научить ребенка общаться со сверстниками. Однажды в магазине дочь расплакалась из-за игрушки.

Рядом оказалась соседка, которая тут же стала отвлекать ребенка и параллельно объяснять мне, как себя вести. Вообще-то я и сама знаю, что делать. Но она думает, что без ее советов мы пропадем…» Екатерина то может побудить взяться за воспитание чужого ребенка? Доброта (вы видите, что его мама взволнованно говорит по телефону, а сам он в это время лезет в лужу. Надо остановить, а то не дай бог промочит ноги и простудится), а также стремление повысить собственную Самооценку (“я в отличие от некоторых очень внимательная мама'»), реализовать свой властный настрой (“вы бы получше смотрели за своим ребенком»), желание услышать слова благодарности. Поведение того, кто решился помочь, в каждом случае будет разным.

Следовательно, разным будет и результат. Если участие имеет целью психологическую выгоду, то само по себе воспитательное воздействие теряет смысл, «Не шумите, вы здесь не одни,» — делает замечание кондуктор группе школьников. Они реагируют вполне адекватно, стараются сдерживаться. Но тема оказалась интересной для других пассажиров. “В школах сейчас ничему не учат”, «Л их родители купили детям по телефону и думают, что это и есть воспитание». “А одеты вообще не поймешь как». Каждый высказался и остался довален . Но школьники правило взаимного уважения не усвоят, ведь его тут и близко не было.

Ошибка 4. Винегрет из пряников, кнутов и проч.

«Сестра воспитывает шестилетнего сына мужа от первого брака. Она считает, что держать ребенка нужно в строгости, иначе мужчину из него не вырастить. Я же с этим не согласна, поэтому стараюсь общаться с мальчиком иначе -— хвалю, поддерживаю, балую. Из-за этого у нас постоянно возникают с сестрой конфликты”. Ольга

каждого из нас свои представления, как правильно воспитывать детей, и это надо брать в расчет, иначе конфликт неизбежен. “Поднимай быстрее велосипед, а не то я его заберу,» говорит прохожая пятилетнему ребенку, который плачет и требует от мамы, чтобы транспортным средством занялась она* Мальчик поднимает велосипед, Женщина очень довольна, что помогла молодой маме. Л мама в это время думает думает: «Куда бы деться от таких доброжелателей”. Ведь ее воспитательные усилия оказались напрасными. Полчаса она убеждала, что нужно быть ответственным, что такие большие мальчики могут сами следить за своими велосипедами, рассказывала что-то про настоящих рыцарей и их боевых коней. Но вот прошла добрая тетя, и все усилия боевому коню под хвост. Сын тащит велосипед сам, но лишь из чувства страха и продолжает злиться на маму. В общем, если ваши личные интересы никак не затронуты и есть сомнения, будет ли постороннее участие уместно, то лучше сдержаться,

Комментарии

Самое популярное

Наверх