Профессия пилота пассажирских авиалиний: 7 летчиков-героев

Профессия пилота пассажирских авиалиний всегда ассоциировалась — и даже в эру цифровых технологии и сверхумных систем управления полетом продолжает ассоциироваться — с определенным риском. В отличие от солдат, проявляющих героизм и добивающихся славы лишь на войне, пилотам приходится действовать на грани своих возможностей — смело и решительно — и в мирное время. Сегодня — предлагаем вашему вниманию список 7 летчиков-героев, которые благодаря профессионализму и самоотверженности спасли пассажиров (или хотя бы часть из них) в, казалось бы, безвыходных ситуациях.

1. ЧЕЛСИ САЛЛЕНБЕРГ (CHESLEY SULLEN BERGER).
Открывает список славы 63-летний американец Чесли Бэрнетт Салленберг III, командир лайнера Airbus А320 компании US Airways. Выполняя рейс 1549 из Нью-Йорка в Сиэтл, Салленберг сделал то, что до него за всю историю коммерческой авиации не удавалось никому.

15 января 2009 года самолет Чесли Сал-ленберга практически сразу после взлета с полосы № 4 нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия столкнулся в воздухе с летящей встречным курсом плотной стаей диких канадских гусей, основательно запаковав птицами обе турбины. В двигателях начался помпаж, через несколько секунд они заглохли. К этому времени лайнер находился на высоте 3200 футов (975 метров — и это очень мало) над центром Нью-Йорка, имея на борту 150 пассажиров и 5 членов экипажа.

На случай отказа обоих двигателей у Airbus А320 предусмотрены специальные пропеллеры, автоматически выпадающие из днища самолета, которые, раскручиваясь от набегающего воздуха, приводят в действие небольшой аварийный генератор и тем самым питают наиболее важные элементы управления в кабине пилотов. Эти пропеллеры превращают А320 с остано- вившимися турбинами из просто летающего гроба в немного управляемый летающий гроб.

Чесли Салленберг, услышав от второго пилота Джеффри Скилза доклад об остановке двигателей, мгновенно перебрал управление на себя. Сначала Чесли спросил у диспетчера, смогут ли они приземлиться в Нью-Джерси, имея в виду находящийся на западе от Нью-Йорка небольшой аэродром Тетерборо, однако, поняв, что слишком быстро теряет высоту, прекратил разговоры с центром управления полетами и принял решение… приводняться на Гудзон. Последним, что сказал Салленберг диспетчеру в Лa-Гуардии, были слова: «We’re gonna be in the Hudson». Проблема в том, что стоит одной из турбин коснуться воды раньше, самолет резко развернет и разорвет на части, почти наверняка убив всех пассажиров.

И тем не менее Чесли Салленбрегу удалось повернуть лайнер на юг, пролететь над Гудзоном, чудом не задев мост Вашингтона, и приводнить тяжелый, заправленный топливом А320 на реку напротив 48-й улицы Манхэттена. Никто из находившихся на борту не получил даже царапины. После приводнения пассажиры вышли на крылья и спокойно дожидались, когда их подберут спешащие на помощь катера и баржи.

2. РОБЕРТ ШОРНСТХЕЙМЕР (ROBERT SCHORNSTHEIMER)
28 апреля 1988 года у самолета Boeing 737-200 компании Aloha Airlines, следовавшего рейсом 243 из Хило в Гонолулу, на высоте 7300 метров сорвало часть фюзеляжа — вся верхняя часть корпуса от кабины пилотов и почти до передней кромки крыла попросту исчезла. В результате взрывной декомпрессии пассажиры оказались под воздействием ветра, чья скорость в три раза превышала ураганную (500 км/ч), а температура равнялась-45 °С. Капитану рейса 243 Роберту Шорнстхеймеру удалось вернуть контроль над самолетом, и через 12 минут он успешно приземлил истерзанный потоком лайнер в аэропорту Гонолулу. Погибла одна из стюардесс, остальные пассажиры отделались легкими травмами. Позже Шорнстхеймер говорил, что самое страшное было оглядываться назад и сквозь дверное отверстие пилотской кабины видеть чистое небо. Дыра в фюзеляже была настолько большой, что, не вставая с кресла, пилот не видел остальной части салона и вообще не понимал, как и на чем он летит. Чтобы в полной мере оценить профессионализм и героизм Боба Шорнстхеймера, достаточно взглянуть на фотографии самолета, который он посадил. Полагаю, комментарии излишни.

3. РОБЕРТ ПИРСОН (ROBERT PEARSON)
РОБЕРТ ПИРСОН23 июля 1983 года 48-летний Боб Пирсон пилотировал новехонький Boeing 767-200 компании Air Canada, рейс 143, летевший из Монреаля в Эдмонтон. Внезапно на высоте 12 000 метров, приблизительно посередине пути, в кабине прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе левого двигателя. Спустя несколько секунд левый двигатель отключился. Пока пилоты пытались установить причину и запустить о-становившийся двигатель, раздался еще один сигнал — длинный ударный звук «бом-м-м». Это был сигнал «отказ всех двигателей» — правый двигатель затих вслед за левым. Большинство табло приборов погасло, а самолет остался без электроэнергии.

Как и в случае с бортом 1549 компании US Airways, Boeing 767-200 был оснащен резервной турбиной, работающей от набегающего воздуха, однако ее мощности не хватало даже на основные элементы управления (к примеру, не работал вариометр — прибор, измеряющий вертикальную скорость, важнейший параметр для безопасного управления самолетом). Понимая, что до ближайшего аэропорта в Виннипеге он не дотянет, Пирсон в качестве места для аварийной посадки выбрал авиабазу Гимли, Манитоба, на которой раньше служил. Капитану также помогло то, что в молодости он много летал на планерах, вследствие чего владел приемами пилотирования. К несчастью, он не знал, что базу давно закрыли, а единственную взлетно-посадочную полосу переделали в трассу для автомобильных гонок, более того, в день инцидента на бывшей авиабазе проводились организованные местным автоклубом гонки, вокруг находилось множество людей. После мучительного выравнивания огромный, почти не у-правляемый самолет приземлился в Гимли, разогнав по кустам ребятишек и участвовавшие в гонках автомобили.

При посадке у Boeing подкосилась передняя стойка шасси, из-за чего начался пожар, однако огонь был быстро потушен подоспевшими автомобилистами. Никто из 69 пассажиров и членов экипажа не пострадал. После небольшого ремонта самолет, который в результате инцидента нарекли «планером Гимли», улетел с авиабазы. Причиной отказа обоих двигателей оказалось полное отсутствие топлива в баках. В то время Канада и США переходили на метрическую систему, во время расчета необходимого для перелета количества топлива возникла ошибка, из-за чего в Монреале самолет заправили 4900 л авиационного топлива вместо необходимых 20 000 л.

4. БРЮС МАККОРМИК (BRYCE MCCORMICK)
БРЮС МАККОРМИК12 июня 1972 года в небе близ города Уинсор (про винция Онтарио, Канада) у самолета McDonnel Douglas DC-10 компании American Airlines выполнявшего рейс 96 из Денвера в Буффало, на высоте 4000 метров внезапно открылась дверь грузового отсека. В результате возникшей взрывной декомпрессии в полу в задней части самолета образовалас огромная дыра, были оборваны кабели управления хвостовым оперением, кроме этого, обломки фюзеляжа повредили размещенный на хвосте центральный двигатель и один из горизонтальных стабилиза торов. Самолет оказался почти неуправля емым, однако командир экипажа капитан Брюс Маккормик смог успешно выполнить аварийную посадку в Детройте.

9 пассажиров и 2 стюардессы получили не значительные травмы, никто не погиб. (Через два года во Франции по этой же причине потерпел катастрофу турецкий DC-10, в результате чего погибли 346 человек. По состоянию на 1975 год это была крупнейшая авиакатастрофа в мире. В последствии самолет McDonnell Douglas DC-10 будет основательно доработан.)

5. АЛЬФРЕДХАЙНС (ALFRED HAYNES) И ДЕННИС ФИТЧ (DENNIS FITCH)
19 июля 1989 года самолет DC-10 авиакомпании United Airlines, рейс 232, с 285 пассажирами и 11 членами экипажа на борту летел из Денвера в Чикаго. В полете на эшелоне FL370 (37 000 футов или 11 км), треснул и разлетелся на куски 160-килограммовый диск вентилятора центрального (хвостового) двигателя. «Брызнувшие» во все стороны обломки массивного диска повредили горизонтальные рули высоты, но самое главное — полностью перебили трубопроводы всех трех (основной и двух дублирующих) гидравлических систем. Если в описанном выше инциденте с рейсом 96 компании American Airlines самолет был почти неуправляем, то в случае борта 232 DC-10 оказался неуправляемым полностью. Командир воздушного судна капитан Альфред Хайнс, манипулируя только тягой двигателей, сумел вывести самолет из крена и стабилизировать его (для сравнения — это все равно что управлять автомобилем, имея в распоряжении лишь две педали: газ и тормоз). Среди пассажиров находился Деннис Фитч — опытный пилот-инструктор, работающий в United Airlines. Через бортпроводницу Фитч предложил экипажу свою помощь и вместе с Хайнсом, совершив несколько правых виражей, сумел направить самолет к аэропорту города Су-Сити. Во время посадки правое крыло DC-10 зацепило землю и оторвалось, лайнер am съехал с полосы, развалился на три части и загорелся. Подоспевшие пожарные сбили пламя, однако, несмотря на это, в результате полученных при посадке травм и ожогов погибло 111 пассажиров. 184 человека, в том числе пилоты, выжили.

6. ЛЕУЛ АБАТЕ (LEUL ABATE)
Леул Абате — это эфиопский пилот, командир экипажа самолета Boeing 767-200 компании Ethiopian Airlines, рейс 961, из Аддис-Абебы в Найроби. 23 ноября 1996 года через 15 минут после вылета из Аддис-Абебы лайнер захватили трое эфиопских террористов, потребовав от капитана лететь в Австралию, где они планировали попросить политического убежища. Леул Абате тщетно пытался объяснить, что на борту слишком мало топлива, что рейс рассчитан только до Найроби, однако малообразованные захватчики не хотели его слушать. Находясь под ужасным прессингом, опасаясь за собственную жизнь и жизнь пассажиров, Абате решил лететь не на восток, как того требовали террористы, а на юг вдоль восточного побережья Африки, однако, следя за тем, чтобы побережья не было видно из кабины. Когда топливо стало подходить к концу, пилот повернул самолет на запад, планируя приводниться как можно ближе к африканскому берегу.

Так повышались шансы на спасение у тех, кто выживет во время приводнения. Самолет достиг одного из Коморских островов, когда топливо полностью закончилось. Леул Абате попытался сесть на воду, однако самолет разрушился. Из 175 пассажиров и членов экипажа спастись удалось лишь 50. Сам Леул Абате, как и трое захватчиков, погибли. Приводнение рейса 961 Ethiopian Airlines сняли на видео туристы, отдыхающие на близлежащем пляже. Ролик доступен для просмотра в YouTube.

7. ЭРИК ДЖЕНОТТ (ERIC GENOTTE)
22 ноября 2003 году бельгийскому пилоту Эрику Дженотту удалось успешно посадить в аэропорту Багдада подбитый зенитной ракетой транспортный самолет.

Дженотт с двумя напарниками пилотировал грузовой Airbus A300-200F, держа путь из Багдада в Бахрейн. Через несколько минут после взлета в левое крыло самолета попала выпущенная с земли самонаводящаяся ракета «9К34 Стрела-3». Боезаряд повредил механизацию крыла, инициировал возгорание, а также повредил трубопроводы всех трех гидравлических систем. Как и в случае с DC-10 авиакомпании United Airlines над Су-Сити, транспортный Airbus A300-200F оказался полностью неуправляемым. Несмотря на это, как и Хайнс и Фитч в 1989-м, используя только регуляторы тяги двигателей, Эрик Дженотт смог вернуться в аэропорт и посадить лайнер. Все три члена экипажа выжили.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TRIAL NEWS