Проблемы владельцев подготовленных внедорожников в России

C 2009 года для владельцев подготовленных внедорожников начался сущий ад. Работники госавтоинспекции вдруг стали придираться ко всему, начиная от силовых бамперов и заканчивая безобидным шноркелем. Причем несчастных джиперов не просто «разворачивают» на техосмотре, даже поставить или снять с учета автомобиль с изменениями в конструкции невозможно, если они не зафиксированы в документах на машину. Как оформить все по закону, мы спросили специалистов из компании Orange Jeep.

ТЕ ЕЩЕ СТРАШИЛКИ…
Никто не любит иметь дело с бюрократами. Купив автомобиль мечты, меньше всего хочется вникать в тонкости всяких там «техрегламентов» и прочих неприятных вещей, ограничивающих нашу с вами свободу самовыражения. Ведь бороздить поля тридцать восьмыми «боггерами» и крушить болотный сухостой силовым бампером хочется сейчас, а что потом — потом и разберемся. К тому же штраф за «обвес» (статья 12.5. КоАП РФ. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена) пока что берут по минимальной ставке — 500 рублей. Никакими дополнительными санкциями он не отягощается, то есть постовой может выписать протокол за нарушение, но снять номера, отправить на штрафную стоянку или потребовать устранить причину нарушения на месте не в праве.

Но вот пришло время, и гордый результатами своих трудов джипер выставляет на продажу машину, переделанную до неузнаваемости, годную к любым приключениям, кроме… законной смены своего владельца. Продавать по генеральной доверенности нынче не принято: не дай Бог, ушлый покупатель начнет гонять по полосе для общественного транспорта или парковаться в центре столицы — пока суд да дело, на штрафах разориться успеешь. А снять с учета не выйдет, согласно приложению № 1 к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» в регистрационных действиях откажут! Хорошо еще, если все собранное и навешанное на машину за немалые деньги удастся разобрать и снять, вернув автомобилю стандартный вид.

А если пороги приварены, мосты переставлены, вместо рессор пружины, а «родных» пластиковых бамперов и след простыл? Все, баста, либо докатывай до списания в утиль, либо ищи «обходные» пути, что тоже недешево, а главное -незаконно, причем обманывать придется не только государство, но и наивного покупателя, перекладывая все проблемы при постановке на учет на будущего владельца. А до этого тягостного момента как минимум раз в два года участвовать в коррупционной схеме прохождения государственного технического осмотра, потому что законно пройти ГТО никак не получится. Как же воплотить в жизнь свою мечту о настоящем внедорожном монстре и не стать преступником? Думать надо заранее!

Проблемы владельцев подготовленных внедорожников в России

ВАШИ ДОКУМЕНТИКИ
Покупая лифтованный и обвешанный внедорожным оборудованием автомобиль, прежде всего поинтересуйтесь, все ли изменения его внешности занесены в документы. Лифт кузова и подвески, колеса нестандартного для данной модели диаметра, бамперы, «люстра», даже силовой багажник — в принципе, все это должно быть зафиксировано в свидетельстве о регистрации и ПТС. Причем все установленное должно соответствовать записям — в ГИБДД тоже не дураки, как считают некоторые, и «тридцать восьмые» покрышки от «тридцать пятых» отличить сумеют.

С правильно оформленными документами проблем не будет ни при постановке на учет, ни на техосмотре. Конечно, не стоит отказываться от покупки автомобиля из-за установленного на нем и не «прописанного» экспедиционного багажника, если его легко снять, а вот на пороги и бампера стоит обратить внимание. «Да весь обвес съемный, открутишь бамперы, без них зарегистрируешь» — может посоветовать продавец, видя заинтересованность в покупке.

И будет не прав — «изменения в конструкции» это не только наличие нестандартных, но и отсутствие стандартных деталей. Вообще без бамперов машину на учет тоже откажутся ставить, так что хотя бы попросите «родные» бамперы в нагрузку, особенно если приобретаете не самый распространенный автомобиль. Не будут лишними и штатные колеса, если они сохранились у прежнего владельца. Ну а заметный невооруженным глазом «лифт», а тем более необратимые изменения типа замены независимой передней подвески на неразрезной мост требуют обязательного документального подтверждения.

Проблемы владельцев подготовленных внедорожников в России

ЗАКОН СУРОВ
Печально известный «техрегламент», а точнее постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред. от 22.12.2012, с изм. от 15.07.2013) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» жестко ограничивает вмешательство в конструкцию серийного автомобиля, запрещая практически любые отклонения от стандарта.

Правда, внедорожники в этом документе выделены в отдельную категорию — «Транспортные средства повышенной проходимости» (категория G), и для них предусмотрены некоторые послабления. Например, дозволяется наличие «…конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками».

Кстати, «техрегламент» точно определяет, каким критериям в нашем государстве должны соответствовать эти самые «транспортные средства повышенной проходимости». Жуткий бюрократический язык вызывает спазм головного мозга с первых же строчек, но если разберетесь, в споре с соседом по гаражу сможете ссылаться на самые высокие инстанции.

ЗАБЕГ ПО ИНСТАНЦИЯМ
С покупкой уже подготовленного внедорожника все относительно просто, но если вы сами собираетесь приступить к строительству, придется побегать по кабинетам. Причем сначала беготня, и только потом — стройка. Наоборот нельзя! Прежде всего, вы обязаны известить ГИБДД о своем намерении, то есть подать «заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства». Вписать в него нужно все, что вы собираетесь установить на машину, начиная от бамперов и заканчивая такими, казалось бы, мелочами, как крепление канистры.

В заявлении следует указывать все, что собираетесь установить на машину. Причем не просто вписать, а еще и приложить сертификаты и технические паспорта на каждое изделие. Да-да, бамперы, лебедки и многие другие джиперские игрушки, которые вы покупаете, должны быть сертифицированы. С заявлением вы приходите в свое отделение ГИБДД, там его рассматривают и… выносят решение о возможности внесения изменений. То есть не разрешают работы, а дают высочайшее «добро» (или отказывают) в попытке получить «Заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию автомобиля».

Проблемы владельцев подготовленных внедорожников в России

Собственно «заключение» будет выносить одна из уполномоченных на это организаций, в которую вас должны направить «гаишники». В столичном регионе наибольшей популярностью пользуется знаменитый НАМИ, но в других областях есть свои, местные списки подобных учреждений.

В официальном заключении дается описание планируемых работ (… демонтируется штатный бампер…на стандартные крепления устанавливается…), указывается, что новые детали не нарушают требований по безопасности, оговаривается порядок работ, например, возможность самостоятельной установки обвеса, и делается вывод о том, что транспортное средство после этого можно допустить к эксплуатации на дорогах общего пользования. На заметку гаражным «кули-биным»: процедура сертификации сложна и требует такого количества документов, что «в лоб» узаконить «самопальный» обвес вряд ли удастся.

Проблемы владельцев подготовленных внедорожников в России

Теоретически можно попытаться представить сделанный в гараже бампер как «купленный бывшим в употреблении». В таком случае сертификат на него требовать не должны, но вопрос о том, как оценят эксперты ваш конструкторский талант, остается открытым. Только после благополучного завершения всех этих мытарств вы можете спокойно браться за инструменты. Зато с законно установленным силовым обвесом и прочим оборудованием вы спокойно поедете в ГИБДД, и там обязаны будут внести сделанные изменения в документы на автомобиль.

TRIAL NEWS