Культура

Поездка к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Так, если помните, в мультфильме «Тачки» хиппующий Филмор (он же Volkswagen T1) увещевал ворчуна-сержанта (по документам — Willys Mb), не желавшего слушать гитарные «запилы» Джимми Хендрикса. В редакции тоже с пиететом относятся к классике, поэтому отмечаемое в октябре 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова (1814-1841 гг.), автора бессмертных произведений из школьной программы, стало для нас веским поводом для культуртрегерской вылазки в регион кавказских минеральных вод, а точнее, в Пятигорск и Железноводск.

Хорошо, когда впереди у тебя две-три недели отпуска. А если всего семь дней? И хочется смотаться куда-то на авто — например, в курортный город твоего детства, воспетый гениями золотого века русской поэзии и мастерами советского сатирического жанра; в места, где еще живут твои родственники, потомки местного казачества? Вот один из возможных вариантов.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Настоящее автомобильное приключение — с многочасовым «дальнобоем», ночевками на заставленных фурами стоянках, утренним кофепитием в ресторане у подножия живописной горы, посещением исторических памятников, старинного некрополя, пещеры летней мерзлоты и даже полетом на воздушном шаре — может случиться порой совершенно спонтанно. Главное, чтобы в твоем распоряжении было что-нибудь комфортабельное, вместительное и в меру проходимое. Такое, например, как минибас Volkswagen Multivan Highline с системой полного привода 4Motion. Как показывает опыт, в современных условиях собственный автобус — неплохая альтернатива экспедиционному внедорожнику, не располагающему таким количеством вариантов трансформации пассажирского салона.

Сразу отметим, что идея взять транспортное средство с автобусной компоновкой кузова абсолютно оправдала себя. Хотя, пожалуй, для поездки в северокавказский регион с его размытыми степными грунтовками, петляющими среди горлакколитов, возможно, стоило бы выбрать нечто более внедорожное из семейства VW Т5: скажем, California или PanAmericana — с увеличенным на 5 см клиренсом, защитами бамперов и дизельным 174-сильным TDI. Но и бизнес-бас Highline с бензиновым TSI (мощностью 204 л. с. и моментом 340 Нм) и 7-ступенчатой коробкой DSG справился на «отлично», попутно доказав свою полную пригодность для ненапряжных междугородних деловых вояжей по ухоженным федеральным трассам и деликатных вылазок за пределы асфальта. Вот только двухцветные 18-дюймовые «катки» со скоростной резиной Goodyear на доставшемся нам тестовом автомобиле заставляли нервно вздрагивать всю подвеску при преодолении даже незначительного по высоте лежачего полицейского. Напомним, штатными для VW Multivan Highline считаются 17-дюймовые колеса. К счастью, в пути не случилось ни проколов, ни грыж.

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ БЛЕСТИТ

Любой навигатор в iPhone, а уж в туристском Garmin так и подавно, услужливо покажет вам, что из центра Москвы до узенькой пятигорской улицы имени братьев Джованни и Джузеппе Бернардацци (итальянских зодчих, приложивших руку к генеральному плану застройки города-курорта в первой трети XIX столетия) в общей сложности около 1600 км. То есть гипотетически при средней скорости около 80 км/ч вы доберетесь до места за 20 часов непрерывного руления.

Что, конечно же, полная ерунда, так как в пути вас будут ожидать не только гладкая скоростная (ограничение 110 км/ч) автодорога М-4 «Дон», но и местами тронутая временем трасса «Кавказ», а также ремонтируемые участки, объезды, населенные пункты и прочие предсказуемые и непредвиденные заторы, где скорость порой падает до абсолютного нуля. Да и ночевка, как ни крути баранку, все равно нужна, особенно если ты путешествуешь соло, то есть, говоря поэтическим языком, как «парус одинокий». Благо семиместный VW Multivan Highline полностью снимает проблему поиска мотеля для ночлега: просто встал на приглянувшейся парковке у трассы, поужинал в придорожном кафе — и спать, превратив в «лежбище» легко трансформируемый пассажирский салон немецкого мультивена.

К слову, о дорожной инфраструктуре. Отдав оператору пункта взимания платы свои кровные 30 (50,60, а когда и все 100) рублей за проезд по участку магистрали «Дон», начинаешь придирчиво, «по-хозяйски», приглядываться к качеству стелющегося перед тобой дорожного полотна и разметки на нем, а еще высматривать информационные табло, брендовые заправки и прочие признаки западного образа жизни, так робко проникающие в наши пока не сильно обезображенные цивилизацией края.

На первый взгляд, у нас все на мировом уровне, временами даже кажется, что ты едешь не по Липецкой области, а по какой-нибудь Калифорнии. И все же далеки мы еще от международных стандартов! В сравнении с той же Америкой у нас, можно сказать, отсутствуют информационные знаки на магистралях. Например, о том, что впереди находится кафе или мотель, американский автопутешественик узнает за несколько миль до соответствующего съезда с хайвея. А на наших дорогах лишь цокаешь языком, понимая, что уже пролетел мимо вожделенной, но при этом никак не отрекламированной точки общепита. Зато кормят у нас вполне прилично. Так, в кафе «Арго» на 81-м километре трассы «Кавказ» можно отведать жареной осетрины и шулюм (наваристый суп из баранины). Вот только ценник перевалит за полторы тысячи рублей. Вообще же, 300-400 рублей — обычная цена пристойного обеда в придорожном заведении. Золотое правило — за ланчем на трассе захаживайте только туда, где столуются дальнобойщики и сотрудники ДПС.

Вопреки ожиданиям в граничащей с тревожной Украиной Ростовской области присутствие военных и беженцев почти не ощущалось. Раза три по дороге попалась боевая техника, да на обратном пути уже под Воронежем разминулись с колонной с гуманитарным грузом, шедшей к российско-украинской границе. Правда, с мотелями в двухстах километрах от Ростова-на-Дону было откровенно туго -свободные места отсутствовали в принципе. Впрочем, причина этого видится не в наплыве спасающихся от войны беженцев, а в разгаре курортно-летнего сезона.

УТИНАЯ ИСТОРИЯ

Курортные города Пятигорск и Железноводск располагают к размеренному, незамысловатому, но неизменно полезному для здоровья досугу. Собственно, именно за этим сюда (в мягкий климат, поближе к горячим минеральным источникам) в начале XIX века 10-летнего Мишеля Лермонтова привозила его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, а в советское время — направляли всех от мала до велика лечить эндокринные заболевания, желудочно-кишечный тракт и просто оздоравливаться. Сегодня в городах-курортах Кавминвод вновь, после провала 90-х годов, работают санатории, отреставрированы известные всей стране (по крайней мере, всей читающей публике) исторические и архитектурные памятники.

Однако на вопрос жизнелюбов, любителей пляжно-дискотечного угара: «Что делать в вашем Пятигорске?» по-прежнему ответить нечего — отдых тут пусть и активный, но преимущественно созерцательный. Характерное описание своего пребывания в Пятигорске оставил столичный житель и лейб-гвардейский гусар Лермонтов: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, в общем, живу совсем как утка».

Впрочем, надо отдать должное изобретательности курортологов — они превратили лечение на водах в увлекательное занятие. Например, преодолеть пеший маршрут терренкура, тянущегося три с лишним километра по склону горы Железной из железноводского городского парка до смотровой площадки санатория «Горный воздух», помогают расставленные через каждые сто метров подъема каменные столбы с названиями лермонтовских произведений. Добираясь до камня с надписью «Бородино», думаешь, что будет еще через сто метров — «Маскарад» или «Мцыри»? И заинтригованный шагаешь в гору дальше, попутно сбрасывая лишние килограммы и прокачивая через легкие целебный воздух окружающих дубрав.

Ну, а со светскими развлечениями в Пятигорске и Железноводске все же не так все безнадежно. В Пятигорске можно попить кофе на веранде старинной кофейни Гукасова в «Цветнике» с видом на ресторацию, куда захаживал поручик Лермонтов с друзьями-офицерами (сейчас там институт курортологии), подняться в кабинке фуникулера на возвышающуюся над городом 994-метровую гору Машук (в ясную погоду с вершины видны как на ладони снежная шапка Эльбруса и весь Большой Кавказ), а в Железноводске — прокатиться на воздушном шаре. Кстати, о воздухоплавании.

ЛЕТЕЛ НАД ГРЕШНОЮ ЗЕМЛЕЙ…»

Как выясняется, Ставрополье — не только житница и здравница, но еще и кузница… кадров для воздухоплавания. В сентябре в регионе Кавказских Минеральных Вод традиционно проводится международный фестиваль воздухоплавания. А так любой желающий может подняться в плетеной гондоле на высоту пятиглавой горы Бештау (примерно 1400 м), а то и выше — главное, чтобы с погодой повезло.

Развлечение это совсем недешевое: часовая прогулка обойдется в 15 000 рублей. Так что лучше летать вскладчину, собрав экипаж из четырех членов: пилот-воздухоплаватель и трое пассажиров в качестве «балласта». Впрочем, я с трудом представляю, как можно поместиться вчетвером в эту махонькую «люльку», где кроме вас будут еще четыре баллона с гелием.

Но теснота — ничтожная плата за удовольствие, как лермонтовский Демон, в полнейшей тишине проплыть над горами и степями навстречу алому закатному солнцу. Шар полностью подчинен воздушным потокам — пилот может лишь играть высотой, пока не «поймает волну», которая не спеша понесет «монгольфьер» в каком-либо направлении. Мы, например, за час преодолели всего 10 км, повисев над поляной у горы Медовой (725 м), продефилировав над трассой, ведущий из Минвод в Железноводск, пройдя на бреющем полете сквозь плотные заросли камыша, а затем приземлившись в полях у подножия горы Верблюдка (885 м).

…Успев утром в день отъезда посетить пещеру вечной мерзлоты в горе Развалка в трех километрах от Железноводска (считается, что правильнее говорить «летней мерзлоты» — в августе при температуре воздуха +30С0 из штольни в западном склоне горы садит морозный пар), «ложусь» на трассу, над которой еще вчера парил на воздушном шаре. В знойном мареве, дрожащем в зеркалах заднего вида, одна за другой исчезают горы-лакколиты. «Всего-то три дня, а сколько успел посмотреть и попробовать, — крутятся в голове приятные мысли. Вернее, мы успели: я и мой безотказный номер «люкс» на колесах — VW Multivan. А главное, классику уважили, изрядно обновив поблекшие со школьных времен знания».

Комментарии

Самое популярное

Наверх