Завод «Фиолент»: прошлое, настоящее и будущее

Воспоминания главного инженера, директора завода в 1959-1985 годах Геннадия Даниловича Креславского.

После окончания Ленинградского электротехнического института им. В. И. Ульянова (Ленина) в 1954 году меня, молодого специалиста, направили на работу в г. Серпухов Московской области на завод п/я 271 Минсудпрома СССР. Я проработал на этом заводе четыре с половиной года и прошел путь от инженера до начальника лаборатории СКБ, а в 1959 году меня пригласили на работу в г. Симферополь на завод «Главэнергозапчасть» (впоследствии п/я 200 и завод «Фиолент»).

Этот маленький завод в Симферополе имеет большую историю. Его создал в 1913 г. знаменитый заводчик Яков Иванович Тиссен. По сути дела в то время это были мастерские по изготовлению и ремонту мельничного оборудования, в них работали около 30 человек. Будучи студентом Таврического университета (г. Симферополь) на этом заводе подрабатывал слесарем будущий создатель ядерного оружия СССР Игорь Васильевич Курчатов.

До 1959 года завод практически не развивался. В 1958 году благодаря усилиям первого секретаря Крымского обкома КПУ И. К.Лу-така и главного инженера завода «Главэнергозапчасть» Г. Г. Филиппова, а также активной поддержке зав. оборонным отделом ЦК КПСС И. Д. Сербина и первого заместителя председателя ВПК Г. А. Титова, вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о реконструкции завода и специализации его на выпуске прецизионных электрических микромашин (вращающихся трансформаторов, сельсинов, фазовращателей и т. п.).

Когда я прибыл на завод в качестве начальника СКБ и главного инженера, там на 2000 м2 площадей работали 200 человек, а главной продукцией были стрелочные переводы. Уже в конце 1959 года на старых площадях завода был освоен и организован выпуск вращающихся трансформаторов. В начале 60-х годов на заводе был освоено производство сельсинов, фазовращателей, а также корабельных датчиков, сигнализаторов, датчиков давления и перепада давления для заказа 705.

С 1960 года была начата реконструкция старого завода и строительство современных производственных корпусов, а также оснащение высокоточным металлообрабатывающим оборудованием, создание испытательного оборудования, подготовка кадров для выпуска новой продукции. Часто работа требовала высокой точности при механической обработке, приходилось буквально «повить ми- кроны», как тогда говорили. Всего в советское время было введено в строй 120000 м2 производственных площадей. Закуплено сотни единиц высокоточного металлообрабатывающего оборудования, в том числе координатно-расточные швейцарские станки для инструментального цеха, освоен целый ряд новых методов формообразования. Для сотрудников завода собственными силами его работников были построены база отдыха на Черном море, общежития, детские комбинаты, жилые дома, стадион с гостиницей и другие объекты.Завод

С 1967 года на заводе освоено производство магнитофонов «Дельфин», стереомагнитолы «Ореанда» собственной разработки СКБ завода. получившей диплом Международной выставки «Связь-76». А еще через три года, в 1970-м, начато изготовление систем управления электроэнергетикой судов типа «Ижора», «Альма», «Катунь», систем успокоения качки кораблей типа«Риф», общекорабельных систем «Сиваш», «Невель», систем управления главным движением кораблей «Полюс», «Тайфун», «Туман», «Орион», навигационных систем «Бирюза», «Шлюз», «Скандий», систем управления буровой установки «Шельф», «Карасор» и др.

В 1972 году организовано производство систем корабельной автоматики: для автоматизации плавучих доков изготовлено и поставлено оборудование управления балластно-затопительными системами, электроэнергетическими системами и общекорабельными системами. В дальнейшем в конце 70-х годов прошлого столетия и начале 80-х СКВ завода разработало системы управления движением кораблей с динамическим принципом поддержания.

Завод выпускает большое количество ручного профессионального инструмента, в том числе дисковые пилы, лобзики, шлифовальные машины, электрорубанки и т. п. С целью достижения мирового технического уровня изготавливаемых систем управления на предприятии успешно реализован комплекс работ по разработке, изготовлению и поставке систем управления четвертого поколения. Указанные системы реализованы на микропроцессорной элементарной базе и имеют возможность конфигурирования для различного класса кораблей и судов с применением сложных законов управления.

Работы по созданию распределенных процессорных систем управления проводятся в тесном сотрудничестве с одним из мировых лидеров в области систем автоматики фирмой Schneider Electric: завод «Фиолент» является системным интегратором-партнером этой фирмы. В настоящее время разработанные предприятием системы управления четвертого поколения успешно прошли испытания в составе объектов и переданы в эксплуатацию заказчикам.

Используя полученный опыт, специалисты предприятия на основе принятой концепции разрабатывают целый ряд новых систем для перспективных проектов. В советские времена большую помощь в развитии заводу «Фиолент» оказали неоднократно посещавшие завод заместители Председателя Совета министров СССР — председатели ВПК Л.В. Смирнов, Ю. Д. Маслюков, И. С. Белоусов, министр судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутома, который и дал название заводу — «Фиолент».Завод

В 1985 году министр судостроительной промышленности СССР И. С. Белоусов пригласил меня на работу в Министерство в качестве руководителя «Судозагранпоставки» — начальника главного управления. Без колебаний я передал бразды правления «Фиолентом» главному инженеру завода Александру Сергеевичу Баталину, который после окончания Севастопольского приборостроительного института к этому времени прошел на заводе путь от мастера до главного инженера. Александр Сергеевич внес достойный вклад в развитие завода. При нем было освоено производство систем корабельной автоматики и навигационных систем; уже в составе Украины на заводе появилось новое направление в производстве — выпуск бытового электроинструмента, разработанного СКБ завода и занимающего значительное место в товарном выпуске. Трудные времена для предприятие настали с переходом на рыночные условия работы и ограниченностью рынка сбыта в условиях Украины.

Последнее время, начиная с 2009 года, на заводе освоено производство перспективных навигационных приборов: акселерометров А-30.А-15, инерциального измерительного модуля (ИММ), датчиков угловой скорости (ДУС_25). Чшкальные акселерометры, разработанные на заводе, не уступают лучшим зарубежным образцам. На базе разработанных изделий могут создаваться бесплатформенные инерциальные системы (БИНС).

Находясь в составе Украины, завод не прерывал связей с Россией, участвовал во всех судостроительных выставках в Санкт-Петербурге, в том числе в выставке «Нева-2013», а также в выставках бытового инструмента в Москве. Львиная доля его продукции поставлялась российским предприятиям.

Отметив в прошлом году 100-летие основания, завод возвращается в Россию, не потеряв свой потенциал, и готов обеспечивать нужды оборонных отраслей промышленности России — и в первую очередь судостроения — современными системами корабельной автоматики и элементами следящих, счетно-решающих и навигационных систем.

TRIAL NEWS